На чем зарабатывает Зиявудин Магомедов
Новороссийский морской порт, месторождения цинка, свинца и газа, крупные строители нефтепроводов – вот неполный перечень активов «Суммы капитал» Зиявудина Магомедова. «Ведомостям» удалось чуть больше узнать об одном из самых закрытых частных холдингов РоссииИнфраструктурный бизнес «Суммы» – компании «Стройновация», подрядчик на строительстве нефтепроводов БТС-2, ВСТО и КТК, и инжиниринговая «Интэкс», которая занимается реконструкцией Большого театра. В проекте расширения КТК «Стройновация» – крупнейший подрядчик, общая сумма ее контрактов – 10 млрд руб.
Активы под управлением «Суммы» очень приблизительно можно оценить в $3–5 млрд, считает руководитель управления развития продуктов ФГ БКС Дмитрий Кашаев. Сколько из этой суммы приходится на Магомедова, непонятно, ведь ни его доля в «Сумме», ни партнеры, если они есть, не известны. Forbes в этом году оценил состояние Магомедова в $750 млн, а «Финанс» – в $3 млрд.
Новороссийский порт (Фото: НМПТ)
«Сумма капитал» стала широко известна в прошлом году, когда вместе с «Транснефтью» купила контрольный пакет крупнейшего портового оператора России – Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Но ограничиваться логистическим бизнесом «Сумма капитал» не намерена. Она приняла стратегию, которая предусматривает развитие многих направлений – логистического, строительного, нефтегазового, телекоммуникационного, горнодобывающего, рассказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, компания меняет название – будет называться просто группа «Сумма».
Самая крупная инвестиция «Суммы» в логистике – доля в НМТП; вчера на Лондонской бирже она стоила $451 млн. Но останавливаться на этом группа не собирается. В начале августа источники в компаниях – партнерах НМТП рассказывали, что структуры «Суммы» приобрели долю во втором по величине зерновом терминале России – Новороссийском комбинате хлебопродуктов (мощность – 3,5 млн т зерна в год). Но и это не все. «Сумма» рассматривает возможности участия в портовых проектах в Европе – покупку долей, строительство терминалов, говорит представитель группы.
Строить терминалы в европейских портах почти нереально, гораздо проще купить, но входной билет в европейский портовый бизнес очень дорог, комментирует аналитик Raiffeisen Константин Юминов.
Нефтегазовый бизнес «Суммы» – это Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК). В 2010 г. она добыла 1,7 млрд куб. м газа и 87 000 т конденсата, произвела 41 500 т котельного топлива, 31 500 т бензина А-80, 13 500 т А-92, следует из материалов «Суммы». Попытки расширять это направление бизнеса «Сумма» уже предпринимала: ЯТЭК подавала заявку на участие в конкурсе на Геофизический нефтегазовый участок на Ямале, но до торгов допущена не была. В планах «Суммы» – увеличение ресурсной базы, рост производства нефтепродуктов и строительство завода по производству моторного топлива из газа.
ЯТЭК можно приблизительно оценить в $500 млн (без учета долга), считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
«Сумма» владеет лицензиями на гигантские месторождения цинка и свинца: Павловское свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле (запасы и ресурсы – 21,4 млн т) и полиметаллическое месторождение Сардана в Якутии (запасы свинца и цинка – более 10 млн т). Павловское месторождение – предмет спора с Роснедрами. Ведомство отказало Первой горнорудной компании (структура «Суммы») в праве на разработку месторождения, но это решение отменил суд.
По запасам месторождения «Суммы» очень большие, но стоимость горнорудного актива зависит от того, какими будут расходы на инфраструктуру, а здесь их оценить сложно – месторождения находятся на труднодоступных территориях со сложными климатическими условиями, рассуждает аналитик UBS Кирилл Чуйко.
«Сумма» не самый крупный российский холдинг. Например, стоимость активов под управлением «Интерроса» – около $20 млрд, сказано на сайте компании. «Ренова» в начале 2010 г. оценивала активы под управлением в «почти $9,8 млрд».
Стратегию «Суммы» будет осуществлять уже новый руководитель. Нынешний президент Марат Шайдаев скорее всего со временем сконцентрируется на развитии инфраструктурно-логистического бизнеса – он может возглавить это направление, рассказал «Ведомостям» близкий к «Сумме» источник. По его словам, компанию через несколько месяцев может возглавить Александр Винoкуров, который на днях начал работать первым вице-президентом «Суммы» (ранее такой должности в компании не было).
Винокуров и Шайдаев кадровую тему не комментируют. Винокуров сказал «Ведомостям», что отвечает в компании за стратегию, инвестиции и оперативное управление. Нынешний перечень направлений деятельности, по словам Винокурова, не исчерпывающий – группа рассматривает возможности инвестиций и в другие отрасли. Сколько «Сумма» планирует вложить в развитие, он сказать отказался.
Значительная часть бизнеса «Суммы» завязана на «Транснефть»: с ней «Сумма» делит 50% НМТП, от нее львиную долю заказов получает «Стройновация», напоминает управляющий партнер «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. Любой бизнес, завязанный на одного партнера, рискован, напоминает Дашевский, если же этот партнер – государственная монополия, риск увеличивается кратно.