Major в суде отреклась от Rover
Группа Major доказала в суде, что никогда не была российским дистрибутором британского концерна MG Rover, хотя девять лет назад соответствующее соглашение с компанией подписывал президент Major Михаил Бахтиаров. Победа позволит группе не платить деньги клиенту, купившему некачественный автомобиль RoverВ Мосгорсуд поступила частная жалоба Левона Адамяна на определение Тушинского районного суда от 18 апреля, согласно которому ООО «Мэйджор-авто» не имело никакого отношения к продажам в России автомобилей MG Rover.
«Мэйджор-авто» входит в состав группы Major, крупнейшего по обороту российского автодилера, по данным издания «Авто бизнес ревю». Еще 11 июня 2002 г. директор MG Rover Group по продажам Джим Линч и президент Major Михаил Бахтиаров подписали документ о предоставлении Major Auto прав эксклюзивного дистрибутора марок MG и Rover на территории РФ. В апреле 2005 г. Major прекратила продажи новых Rover в России, после того как британский концерн подал заявление о банкротстве. Major выполнит все обязательства перед клиентами, передал тогда представитель группы «Ведомостям» слова Бахтиарова. Всего за 2004 г. в России было продано 667 автомобилей Rover и 37 автомобилей MG.
За несколько месяцев до прекращения продаж марки в России, в конце 2004 г., Адамян приобрел Rover 75 у официального дилера под вывеской Major в Цветочном проезде, 4, стр. 1, где размещается еще несколько автосалонов группы. Уже через месяц с автомобилем возникли проблемы, рассказал он «Ведомостям». Машине, например, пять раз ремонтировали двигатель, но решить проблемы так и не удалось, вспоминает Адамян. В итоге за 2,5 года после покупки автомобиль провел в сервисе 84 дня, в том числе 53 дня в 2007 г., что по закону о защите прав потребителей позволяло требовать возврата денег за некачественный товар, продолжает он. Дилер не отреагировал на его требование вернуть деньги, и Адамян подал в Тушинский суд иск о возврате денег, заплаченных за автомобиль (920 506 руб.) и за ремонт (почти 163 000 руб.), выплате неустойки, возникшей из-за отказа продавца добровольно вернуть средства за некачественный товар (500 000 руб.), и компенсации морального вреда (50 000 руб.). Ответчиком стало ООО «Мэйджор карс», указанное в качестве продавца автомобиля в договоре купли-продажи.
Суд в октябре 2008 г. удовлетворил иск Адамяна, обязав «Мэйджор карс» выплатить клиенту в общей сложности 1,63 млн руб. Судебные приставы выяснили, что на счетах «Мэйджор карс» необходимых денег нет, более того, эта компания была переведена из Москвы в Тульскую область и в ноябре 2006 г. преобразована в другое юрлицо.
Адамян подал в Тушинский суд заявление о замене ответчика на ООО «Мэйджор-авто», которое значилось получателем денег за автомобиль в справке-счете, было указано как продавец автомобиля в паспорте транспортного средства, а также проводило гарантийное обслуживание и ремонт машины.
Суд и это заявление удовлетворил, посчитав, что «Мэйджор-авто» является правопреемником «Мэйджор карс», следует из определения от 21 октября 2009 г. (есть у «Ведомостей»). Адамян рассказывает, что в 2010 г., получив деньги от «Мэйджор-авто», «под расписку» вернул компании неисправный автомобиль.
Но в 2010 г. «Мэйджор-авто» добилась в Мосгорсуде восстановления срока обжалования определения Тушинского суда о замене ответчика, а в начале 2011 г. – отмены определения. Чтобы не пришлось возвращать деньги, Адамян вновь подал заявление о замене ответчика. Как следует из протокола судебного заседания от 18 апреля 2011 г. (есть у «Ведомостей»), представитель «Мэйджор-авто» Евгений Адмаев заявил, что эта компания не может быть правопреемником «Мэйджор карс» и не имеет никакого отношения к продаже некачественного автомобиля Адамяну. По его словам, приведенным в протоколе, «Мэйджор-авто» никогда не являлась официальным дилером MG Rover, не занималась гарантийным и сервисным обслуживанием автомобилей этой марки: компания выдавала справку-счет и получала деньги от Адамяна только на основании договора поручения с «Мэйджор карс». Суд решил, что доказательств, позволяющих считать «Мэйджор-авто» правопреемником «Мэйджор карс», нет, и отказался удовлетворить заявление Адамяна. Адамян намерен продолжить тяжбу: «Мне обиден такой подход компании к своему клиенту».
Представитель группы Major сообщил, что в компании пока «не готовы дать комментарии» по поводу разбирательства с Адамяном.
На рынке потребительских товаров проблема фирм-однодневок – одна из самых серьезных, говорит юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Мария Свиридова. «Через такие фирмы продают самые разные товары – от сотовых телефонов до мебели и автомобилей. И если покупателю достался некачественный товар, взыскать деньги с однодневки практически невозможно». Добиться замены ответчика также малореально, продолжает Свиридова: фирмы, через которые ритейлеры ведут свою операционную деятельность, чаще всего юридически не имеют друг к другу никакого отношения, и по букве закона суд не может признать их правопреемниками.
Президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко говорит, что лично ему не известны случаи продажи московскими автодилерами машин через фирмы-пустышки. Таких случаев по-прежнему очень много, причем машины через однодневки продают крупные дилерские структуры, возражает Свиридова. Поэтому своим клиентам ОЗПП рекомендует в случае покупки некачественного автомобиля подавать иск о взыскании средств не к продавцу, а к производителю автомобиля, продолжает она. Адамян этим советом воспользоваться не сможет: концерн MG Rover, принадлежавший британскому фонду Phoenix Venture Holdings, обанкротился в 2005 г.