Major в суде отреклась от Rover

Группа Major доказала в суде, что никогда не была российским дистрибутором британского концерна MG Rover, хотя девять лет назад соответствующее соглашение с компанией подписывал президент Major Михаил Бахтиаров. Победа позволит группе не платить деньги клиенту, купившему некачественный автомобиль Rover
А.Махонин
А.Махонин

В Мосгорсуд поступила частная жалоба Левона Адамяна на определение Тушинского районного суда от 18 апреля, согласно которому ООО «Мэйджор-авто» не имело никакого отношения к продажам в России автомобилей MG Rover.

«Мэйджор-авто» входит в состав группы Major, крупнейшего по обороту российского автодилера, по данным издания «Авто бизнес ревю». Еще 11 июня 2002 г. директор MG Rover Group по продажам Джим Линч и президент Major Михаил Бахтиаров подписали документ о предоставлении Major Auto прав эксклюзивного дистрибутора марок MG и Rover на территории РФ. В апреле 2005 г. Major прекратила продажи новых Rover в России, после того как британский концерн подал заявление о банкротстве. Major выполнит все обязательства перед клиентами, передал тогда представитель группы «Ведомостям» слова Бахтиарова. Всего за 2004 г. в России было продано 667 автомобилей Rover и 37 автомобилей MG.

За несколько месяцев до прекращения продаж марки в России, в конце 2004 г., Адамян приобрел Rover 75 у официального дилера под вывеской Major в Цветочном проезде, 4, стр. 1, где размещается еще несколько автосалонов группы. Уже через месяц с автомобилем возникли проблемы, рассказал он «Ведомостям». Машине, например, пять раз ремонтировали двигатель, но решить проблемы так и не удалось, вспоминает Адамян. В итоге за 2,5 года после покупки автомобиль провел в сервисе 84 дня, в том числе 53 дня в 2007 г., что по закону о защите прав потребителей позволяло требовать возврата денег за некачественный товар, продолжает он. Дилер не отреагировал на его требование вернуть деньги, и Адамян подал в Тушинский суд иск о возврате денег, заплаченных за автомобиль (920 506 руб.) и за ремонт (почти 163 000 руб.), выплате неустойки, возникшей из-за отказа продавца добровольно вернуть средства за некачественный товар (500 000 руб.), и компенсации морального вреда (50 000 руб.). Ответчиком стало ООО «Мэйджор карс», указанное в качестве продавца автомобиля в договоре купли-продажи.

Суд в октябре 2008 г. удовлетворил иск Адамяна, обязав «Мэйджор карс» выплатить клиенту в общей сложности 1,63 млн руб. Судебные приставы выяснили, что на счетах «Мэйджор карс» необходимых денег нет, более того, эта компания была переведена из Москвы в Тульскую область и в ноябре 2006 г. преобразована в другое юрлицо.

Адамян подал в Тушинский суд заявление о замене ответчика на ООО «Мэйджор-авто», которое значилось получателем денег за автомобиль в справке-счете, было указано как продавец автомобиля в паспорте транспортного средства, а также проводило гарантийное обслуживание и ремонт машины.

Суд и это заявление удовлетворил, посчитав, что «Мэйджор-авто» является правопреемником «Мэйджор карс», следует из определения от 21 октября 2009 г. (есть у «Ведомостей»). Адамян рассказывает, что в 2010 г., получив деньги от «Мэйджор-авто», «под расписку» вернул компании неисправный автомобиль.

Но в 2010 г. «Мэйджор-авто» добилась в Мосгорсуде восстановления срока обжалования определения Тушинского суда о замене ответчика, а в начале 2011 г. – отмены определения. Чтобы не пришлось возвращать деньги, Адамян вновь подал заявление о замене ответчика. Как следует из протокола судебного заседания от 18 апреля 2011 г. (есть у «Ведомостей»), представитель «Мэйджор-авто» Евгений Адмаев заявил, что эта компания не может быть правопреемником «Мэйджор карс» и не имеет никакого отношения к продаже некачественного автомобиля Адамяну. По его словам, приведенным в протоколе, «Мэйджор-авто» никогда не являлась официальным дилером MG Rover, не занималась гарантийным и сервисным обслуживанием автомобилей этой марки: компания выдавала справку-счет и получала деньги от Адамяна только на основании договора поручения с «Мэйджор карс». Суд решил, что доказательств, позволяющих считать «Мэйджор-авто» правопреемником «Мэйджор карс», нет, и отказался удовлетворить заявление Адамяна. Адамян намерен продолжить тяжбу: «Мне обиден такой подход компании к своему клиенту».

Представитель группы Major сообщил, что в компании пока «не готовы дать комментарии» по поводу разбирательства с Адамяном.

На рынке потребительских товаров проблема фирм-однодневок – одна из самых серьезных, говорит юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Мария Свиридова. «Через такие фирмы продают самые разные товары – от сотовых телефонов до мебели и автомобилей. И если покупателю достался некачественный товар, взыскать деньги с однодневки практически невозможно». Добиться замены ответчика также малореально, продолжает Свиридова: фирмы, через которые ритейлеры ведут свою операционную деятельность, чаще всего юридически не имеют друг к другу никакого отношения, и по букве закона суд не может признать их правопреемниками.

Президент ассоциации «Российские автодилеры» Андрей Петренко говорит, что лично ему не известны случаи продажи московскими автодилерами машин через фирмы-пустышки. Таких случаев по-прежнему очень много, причем машины через однодневки продают крупные дилерские структуры, возражает Свиридова. Поэтому своим клиентам ОЗПП рекомендует в случае покупки некачественного автомобиля подавать иск о взыскании средств не к продавцу, а к производителю автомобиля, продолжает она. Адамян этим советом воспользоваться не сможет: концерн MG Rover, принадлежавший британскому фонду Phoenix Venture Holdings, обанкротился в 2005 г.