Розничная сеть «Лукойла» в США сократилась более чем вдвое
Экспансия «Лукойла» в США завершена. С начала 2010 г. розничная сеть компании в Америке сократилась более чем вдвое – до 635 заправокОАО «Лукойл»
вторая по добыче нефтяная компания России. основные акционеры – президент Вагит Алекперов (20,6%), вице-президент Леонид Федун (9,3%), «Лукойл» (7,6%). капитализация (LSE) – $61,5 млрд. финансовые показатели (US GAAP, 9 месяцев 2010 г.): выручка – $76,32 млрд, прибыль – $6,9 млрд.
В среду дочерняя компания «Лукойла» Lukoil Americas сообщила о продаже Getty Petroleum Marketing Inc. (GPM). Именно с покупки этой компании в 2000 г. началась экспансия «Лукойла» на американский розничный рынок.
Покупателем GMP стала Cambridge Petroleum Holding, которая специализируется на инвестициях и управлении компаниями нефтегазовой сервисной индустрии. Сделка закрыта 28 февраля. Ее условия Lukoil Americas не разглашает. Представитель Cambridge Petroleum Holding на запрос «Ведомостей» не ответил.
Гендиректор Lukoil Americas Вадим Глузман лишь сказал «Ведомостям», что GPM принадлежало около 900 заправок. У «Лукойла» после сделки осталось 635 АЗС, говорит Глузман. Согласно отчету «Лукойла» за 2009 г. в США у него было 1334 заправки.
Розничную сеть в США «Лукойл» создавал в два приема. Сначала за $71 млн была приобретена GPM, управлявшая на тот момент 1300 АЗС и сетью нефтебаз под брендом Getty в 13 штатах на Восточном побережье страны. Спустя четыре года «Лукойл» купил у Conoco Phillips за $375 млн 795 АЗС, работающих в том же регионе под брендом Mobil. В итоге «Лукойл» занял почти 8% топливного рынка Восточного побережья США.
А в 2005 г. «Лукойл» начал переводить все полученные заправки под свой собственный бренд. А параллельно, говорит представитель компании, началась реструктуризация полученных активов, так как не все они были «достаточно эффективными». При этом лишние станции продавались не только на сторону, но и перераспределялись внутри группы «Лукойл». Так, в 2009 г. GPM сообщила о продаже 164 АЗС за $220 млн другим американским структурам «Лукойла» – Lukoil Pan Americas и Lukoil North America.
Маржа заправочного бизнеса в США меньше, чем в России или даже в Европе, констатирует аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. Заниматься продажей топлива там имеет смысл, если речь о сбыте собственной нефти. У «Лукойла» в США нет ни добывающих, ни перерабатывающих активов, поэтому продажа розницы вполне логична.
Но представитель «Лукойла» уверяет, что реструктуризация розничных активов компании в США завершена. Дальнейших продаж компания не планирует, добавляет он.