Недавний банкрот - General Motors триумфально вернулась на биржу

Недавний банкрот General Motors (GM) с триумфом вернулся на биржу. Компания провела крупнейшее IPO в истории США, разместив акции более чем на $20 млрд
Инвесторы верят в перспективы GM
Инвесторы верят в перспективы GM / Bloomberg

Вчера GM объявила об итогах IPO. Акционеры компании – правительства США и Канады, а также пенсионный траст UAW Retiree Medical Benefits Trust продали 478 млн обыкновенных акций на $15,77 млрд и 87 млн конвертируемых привилегированных акций на $4,35 млрд. Таким образом, за 31,9% акций инвесторы заплатили $20,12 млрд. Но банки-организаторы имеют опцион на приобретение еще 4,8%. Если и эта сделка состоится, объем размещения вырастет до $23,14 млрд, сообщила GM.

General Motors

Автоконцерн. Акционеры: минфин США (36,9%), Canada GEN Investment Corporation (9,64%), UAW Retiree Medical Benefits Trust (14,7%), «старая» GM (23,85%). Капитализация – $52,5 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, три квартала 2010 г.): выручка – $98,8 млрд, прибыль – $4,1 млрд.

Таким образом, IPO стало крупнейшим в истории США – предыдущий рекорд принадлежал платежной системе Visa, в марте 2008 г. продавшей на бирже свои акции на $19,7 млрд. Спрос на акции компании в разы превышал предложение, рассказывали источники The Wall Street Journal в банках-организаторах. Изначально акционеры GM намеревались выручить около $10 млрд, однако ажиотаж перед самым размещением позволил GM увеличить как ценовой диапазон – c $26–29 до $32–33 за акцию, так и объем размещения – с 365 млн до 478 млн обыкновенных акций.

Покупатели акций пока не раскрываются. Но Bloomberg со ссылкой на свои источники передало, что основными инвесторами стали американские фонды коллективных инвестиций и лишь около 10% акций купили иностранцы. По данным источника Reuters, более 20% размещенных акций GM (на сумму около $3 млрд) ушло к индивидуальным инвесторам, это делает IPO еще и крупнейшим розничным размещением.

GM не удалось бы установить рекорд, если бы не банкротство и последовавший затем делистинг. Проблемы у компании начались с ростом цен на нефть и падением продаж автомобилей. Американцы предпочитали японские и европейские автомобили прожорливым изделиям «детройтской тройки». С 2005 г. GM получала убытки, к 2008 г. суммарные потери составили $82 млрд. Компания была перегружена долгами. На конец 2008 г. ее задолженность составляла $176,4 млрд, из которых $54,1 млрд приходилось на пенсионные, медицинские и прочие обязательства перед сотрудниками.

Компания тратила гигантские средства на выплаты профсоюзам. В стоимости каждого автомобиля GM до $2000 приходилось только на пенсионные выплаты, а около 20% всех затрат на персонал шло на выплаты уже не работающим сотрудникам, подсчитывали аналитики. Не спасла GM и масштабная распродажа активов. С началом кризиса дела пошли еще хуже: только в 2008 г. продажи GM во всем мире сократились на 10,1%, а на ключевом североамериканском рынке – на 21,1%.

В итоге в мае 2009 г. компания начала процесс банкротства, в ходе которого на базе лучших активов была создана «новая» GM, а властям США и Канады пришлось предоставить компании около $60 млрд.

«Новая» GM освободилась от $127,6 млрд долга и части ненужных активов, закрыла бренды Hummer, Saturn, Pontiac, продала Saab и чуть не продала Opel. За первые три квартала 2010 г. продажи компании выросли на 12,6%, GM впервые показала прибыль. Но самое главное – у компании существенно сократились социальные обязательства: на конец III квартала 2010 г. они составили $37,6 млрд.

Ажиотаж вокруг акций GM преждевременный. Инвесторам стоит запастись терпением, цитирует Bloomberg Джо Филиппи, управляющего американской консалтинговой компании AutoTrends Inc. У GM даже во время кризиса достаточно неплохо обстояли дела за пределами США, у нее есть хорошие продукты, а избавившись от чрезмерных обязательств, компания способна развиваться дальше, считает директор российского JATO Dynamics Владимир Видулов.