Почему именно Siemens будет основным немецким партнером России

Siemens сегодня объявит о новых контрактах на миллиарды евро с РЖД и российскими энергетиками. Немецкая корпорация, три года назад признавшаяся в даче взяток чиновникам, уже заработала в России миллиарды. Но нынешние контракты – результат лоббизма, основанного не на коррупции, считают эксперты
AP Photo
AP Photo

По данным The Wall Street Journal, Siemens войдет в число резидентов инновационной зоны «Сколково». По словам участника российской делегации, представители Siemens и управляющей компании иннограда создадут рабочую группу, которая определит конкретные проекты. Немецкой корпорации может быть интересно создание центра исследований и разработок в сфере энергетики, ядерных и медицинских технологий, создание на территории Сколкова компьютерной сети, клинического центра, университетского центра, совместных с крупными вузами лабораторий, бизнес-инкубатора, организация транспортного сообщения между Москвой и Сколковом, перечисляет собеседник «Ведомостей».

Сегодня в ходе российско-немецких консультаций в Екатеринбурге, куда прибыла канцлер Германии Ангела Меркель, немецкие и российские компании подпишут несколько соглашений, сообщил вчера помощник президента России Сергей Приходько. Согласно материалам к переговорам делегаций двух стран несколько контрактов подпишут Siemens и РЖД. Один из них – на поставку в течение следующих 10 лет 240 региональных скоростных поездов Siemens Desiro. Стоимость контракта должна составить 2,2 млрд евро, рассказывал источник Bloomberg в правительстве Германии. Предполагается, что эти поезда будут выпускаться в России на мощностях совместного предприятия Siemens, РЖД и «Аэроэкспресса». Также Siemens подпишет меморандум с РЖД о модернизации 63 сортировочных станций, рассказал президент железнодорожной монополии Владимир Якунин.

Германская компания также планирует подписать соглашение с «Русгидро» и «Ростехнологиями» о создании совместного предприятия для производства ветроэнергетических установок, сообщил Приходько. По словам представителя Siemens Кристины Невской, к 2020 г. планируется произвести ветряки совокупной мощностью 5 ГВт, которые будут предназначены для потребителей в России и СНГ. Первые такие установки начнут работу на острове Русский к моменту проведения саммита АТЭС, добавила она. По данным Dow Jones, за следующие 10 лет объем продаж этого СП составит 5 млрд евро.

Siemens является давним партнером РЖД, энергетических компаний и медучреждений. Только со стороны РЖД она в последние годы получила контракты на миллиарды долларов. Например, поставила восемь высокоскоростных поездов «Сапсан» и заключила контракт на их 30-летнее обслуживание, получив 630 млн евро. А в мае этого года РЖД согласилась до 2016 г. закупить 221 грузовой электровоз, их с 2011 г. будет выпускать СП Siemens, РЖД и «Синары».

Компания станет и крупнейшим поставщиком ветряков: сейчас в России мощность всех электростанций исчисляется мегаваттами, а благодаря Siemens она должна вырасти на порядки, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Компания делает все возможное, чтобы получить российские контракты: например, Петер Лешер единственный из руководителей крупных западных компаний прилетел в начале июля на выставку «Технологии в машиностроении», которую проводили «Ростехнологии», отметил предправления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. К тому же Siemens, создавая СП с местными игроками, готова помогать российским предприятиям модернизироваться, чего хотят от иностранных партнеров российские власти, добавил он.

Правда, в начале 2007 г. Siemens стала фигурантом грандиозного коррупционного скандала, когда выяснилось, что ее менеджеры с санкции высшего руководства давали взятки чиновникам развивающихся стран. Компания давала взятки в России, в частности, чтобы получить контракты на поставку телекоммуникационного и медицинского оборудования. Ряд высших менеджеров, включая председателя правления компании Хайнриха фон Пирера, были уволены, а Siemens заплатила $1,6 млрд штрафов. После отставки в 2007 г. фон Пирер был назначен советником Меркель, однако уже в 2008 г. он ушел с этого поста. А в апреле 2010 г. российское представительство Siemens вместе с 51 немецкой компанией подписали соглашение о противодействии коррупции, взяв на себя обязательство не давать взятки в России.

Член российской делегации объясняет нынешние успехи Siemens тем, что ее основные конкуренты Alstom и Bombardier слишком долго вели переговоры, Siemens же оказалась более гибкой и сговорчивой. Некоторые соглашения, которые готовится заключить в России немецкая компания, начали обсуждаться еще до кризиса, добавил чиновник Минпромторга. То, что все они подписываются сейчас, всего лишь совпадение, уверяет он. Нельзя сказать, что РЖД отдает предпочтение Siemens: например, контракт на поставку высокоскоростных электропоездов для линии Санкт-Петербург – Хельсинки достался Alstom, эта же компания вместе с «Трансмашхолдингом» поставит и 200 пассажирских электровозов на 1 млрд евро, напоминает директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.

Siemens является одним из самых крупных и современных машиностроительных концернов, который работал еще в СССР, и удивляться стоит скорее тому, почему компания до этого не действовала в России столь активно, отмечает эксперт Совета по внешней политике ФРГ Александр Рар. Эта компания, безусловно, пользуется лоббистскими методами для получения крупных контрактов, но о коррупции речи не идет: после скандала в 2007 г. компания стала максимально прозрачной, уверен руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.