РЖД устанавливает олимпийский рекорд
РЖД может поставить рекорд по расходам на олимпийские стройки. Только подготовительные работы на трассе Адлер – Красная Поляна стоят почти $2 млрд. И подряд на эти работы получили без конкурса два давних партнера монополии – «СК мост» и «Трансюжстрой»Детали олимпийских контрактов РЖД раскрыла вчера в отчете по МСФО (см. врез). Речь о 48 км совмещенной автомобильной и железной дороги из Адлера в Красную Поляну. Общая стоимость проекта – 227 млрд руб. Долгосрочный контракт на 25 млрд руб. получил «УСК мост», на 29 млрд руб. – УК «Трансюжстрой». Есть также обязательства перед другими компаниями еще на 21 млрд руб., указывается в документе, но названия подрядчиков не уточняются.
Давние связи
Основной владелец «Трансюжстроя» Анатолий Антипов в 2003 г. был одним из учредителей московского ООО «БСК» (деятельность в области права). В числе других учредителей, по данным ЕГРЮЛ, – выходцы из Балтийской строительной компании: вице-президент РЖД Олег Тони, Сергей Зивьев, Валентин Сачков, Олег Райко и др.
ООО «УК «Трансюжстрой»
строительная компания. учреждена в 2005 г. Основные владельцы – Анатолий Антипов (65%), Александр Шевелев (15%); данные ЕГРЮЛ на 2009 г. Выручка (2008 г., РСБУ, данные Росстата) – 7,27 млрд руб., чистая прибыль – 65,9 млн руб.
«СК Мост»
группа строительных компаний. объединяет 15 мостостроительных предприятий и 7 тоннельных подразделений ООО «СК Мост» создано в 1991 г. Владельцы - Евгений Сур (45,2%), Владимир Костылев (45,2%), Владимир Почтов (9,6%); данные СПАРК и ЕГРЮЛ. ОАО «УСК Мост» создано в 2001 г. Владельцы - 11 физлиц (данные ЕГРЮЛ на 2002 г.). Выручка (2008 г., РСБУ, данные Росстата) – 13,07 млрд руб., чистая прибыль – 115,2 млн руб.
В предыдущем отчете РЖД сообщала лишь о контракте с «УСК мостом». А объем финансирования раскрывался на 2009 г.: 19,2 млрд руб. Компания отмечала, что «стоимость работ, планируемых к выполнению в последующих периодах, подлежит дополнительному согласованию».
Контракт с «УСК мостом» РЖД подписала в 2008 г., с «Трансюжстроем» – в первой половине 2009 г., говорит представитель РЖД. Оба подрядчика выполняют подготовительные работы на проекте – строят временные дороги, технологические мосты и проч. Контракты отданы без конкурса, добавляет он, это позволяет Градостроительный кодекс. Плюс «УСК мост» и «Трансюжстрой» – давние партнеры РЖД, этим и обусловлен выбор. А вот контракты на строительство самой дороги будут разыграны на тендере, подчеркивает представитель монополии.
«УСК мост» входит в группу «СК мост», которую еще в 1991 г. основали строители БАМа – Владимир Костылев и Евгений Сур, сообщается на сайте группы. Сейчас у основателей по 45,2% (данные СПАРК), еще 9,6% – у гендиректора «СК моста» Владимира Почтова. Это один из крупнейших подрядчиков РЖД, а в числе проектов – строительство моста стоимостью 35,5 млрд руб. на остров Русский для саммита АТЭС – 2012. Этот подряд «СК мост» также получил без конкурса по указу президента Дмитрия Медведева в 2008 г.
О другом подрядчике известно немного. По данным ЕГРЮЛ, он зарегистрирован в 2005 г. семью гражданами России, в том числе нынешним гендиректором Александром Шевелевым. К Сочинской олимпиаде УК «Трансюжстрой» реконструирует вокзальную станцию Адлер. А вместе с «СК мостом» эта компания уже занималась электрификацией и техническим оснащением 20-километрового перегона РЖД Лежа – Бушуиха.
Средства на адлерскую трассу идут из федерального бюджета. И у чиновников претензий, похоже, нет. РЖД действует в полном соответствии с законом, говорит представитель вице-премьера Дмитрия Козака (который курирует Олимпиаду). Никаких замечаний к компании у многочисленных контролирующих органов по олимпийским проектам не возникало, добавляет он.
На совете директоров РЖД выбор подрядчиков не обсуждался, это прерогатива менеджмента, говорит близкий к совету источник. А поскольку деньги выделяет бюджет, следить за их расходованием должна Счетная палата, напоминает он. Получить комментарии палаты, а также «Трансюжстроя» вчера не удалось, представитель «СК моста» на вопросы не ответил.