Минэнерго составило черный список инвесторов в энергетике
Половина энергокомпаний не выполняет обязательства по инвестициям: список отстающих, по версии Минэнерго, пополнили «Газпром», «Онэксим» и СУЭК. Зато владельцы энергокомпаний перестали тратить средства не по назначению и вернули 36 млрд руб.Инвесторы всегда называли планы РАО завышенными, но пересмотреть соглашения попросили из-за кризиса: спрос на энергию упал, а занимать стало сложнее. В апреле прошлого года чиновники согласились изменить договоры (сроки ввода и расположение новых объектов), сохранив объем вводимой мощности – 25,2 ГВт. Тогда государство рассказало, что «КЭС-холдинг» (контролирует ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9), «Норникель» (ОГК-3) и группа «Синтез» (ТГК-2) не выполняют инвестиционные обязательства. Среди передовиков министр энергетики Сергей Шматко называл Enel («Энел ОГК-5»), «Лукойл» («Лукойл-ТГК»), группу ЕСН (ТГК-14), Fortum («Фортум») и E.On (ОГК-4).
Заморожена почти половина. 10,86
ГВт составляет мощность электростанций, строительство которых было запланировано, но не ведется (в том числе заморожено), говорят источники, близкие к Минэнерго. На начало 2010 г. энергетики ввели в эксплуатацию 1,51 ГВт, станции на 9,5 ГВт строятся, идет подготовка к началу строительства 3,31 ГВт.
132
млрд руб. потратили на инвестиции частные энергокомпании – 64% от плана. Госкомпании освоили 87%, или 48,1 млрд руб.
Об итогах проверки «Ведомостям» рассказали два источника, близких к Минэнерго (его представитель от комментариев отказался). Работа компаний оценивалась исходя из хода строительства объектов, входящих в договоры на предоставление мощности (ДПМ), целевого использования средств от допэмиссий, а также инвестиций в стройки из чистой прибыли.
Инвестпрограммы для ОГК и ТГК составило в 2006 г. РАО ЕЭС. Чтобы заставить их новых собственников строить станции, государство заключало с ними соглашения, где указывалось, что средства, полученные от допэмиссий ОГК и ТГК, можно тратить только на новые стройки, сроки сдачи которых определены в ДПМ. Штраф за срыв плана – до 25% инвестпрограммы. На таких условиях было привлечено 449,4 млрд руб.
Год спустя ситуация ухудшилась: к отстающим добавились «Газпром энергохолдинг» (ОГК-2), «Онэксим» (ТГК-4), СУЭК (ТГК-12 и ТГК-13), а также ТГК-11 (основные акционеры – ФСК и «Интер РАО»), говорят собеседники «Ведомостей»: эти компании медленно строят и просят сдвинуть сроки реализации ряда проектов больше чем на два года. Например, ОГК-2, ТГК-2 и ТГК-5, не сдавшие в срок ни одного объекта, предлагают перенести ввод на три и более лет, рассказал один из них.
Кроме того, компании тратят значительные суммы не по назначению, говорят источники, близкие к Минэнерго: на июль такие расходы составляли почти четверть привлеченных средств, или 102,7 млрд руб., в том числе на 89,1 млрд руб. недофинансированы обязательные стройки (предусмотренные ДПМ).
Лидирует КЭС, «дочки» которой потратили 42,5 млрд руб., за ней – «Газпром энергохолдинг» (32,7 млрд руб., включая 13,4 млрд руб. на инвестиции «Мосэнерго» вне ДПМ по решению совета директоров РАО ЕЭС), ОГК-3 (26,4 млрд руб.), СУЭК (6,6 млрд руб.).
Это не понравилось вице-премьеру Игорю Сечину и к началу 2010 г. нецелевые расходы снизились до 66,4 млрд руб., говорят источники, близкие к Минэнерго.
Полностью вернули деньги структуры «Газпрома» и «Фортум», а ТГК-12 не представила даже графика возврата средств, говорит один из них.
«Газпром энергохолдинг» вернул деньги, подтвердил «Ведомостям» его представитель. Средства нужны были на финансирование текущей деятельности, ведь год назад занять было невозможно, объясняет он. Нет проблем и с ОГК-2, уверяет он: сроки ввода новых объектов согласовываются с «Системным оператором» и Минэнерго.
Та же причина и у ТГК-12: ей потребовались средства на срочные ремонты, погашение кредитов и инвестиции, не входящие в ДПМ, объясняет представитель СУЭК, о чем было проинформировано Минэнерго.
КЭС временно разместила часть инвестиционных средств в финансовых институтах из-за необходимости существенной корректировки ДПМ, говорит ее представитель, но, как только новые договоры будут утверждены, все средства будут направлены на инвестпрограмму в соответствии с графиком, который согласуется с Минэнерго.
Представитель «Фортума» от комментариев отказался.
Другая проблема энергетиков – согласование строек с региональными властями (не согласовано девять блоков мощностью 3,33 ГВт), синхронизация ввода станций с сетями (не решен вопрос с выдачей 6,8 ГВт), а также обеспечение новых блоков газом («Газпром» не представил позицию по 50 объектам из 94).
Чтобы исправить ситуацию, Минэнерго, по словам близкого к нему источника, предлагает создать службу по контролю за реализацией инвестпрограмм. А пока чиновники обещают заняться теми, кто так и не вернул инвестиционные деньги ОГК и ТГК, знает один из них, но как именно чиновники собираются это делать, не раскрывает.
В феврале-марте НП «Совет рынка» может утвердить новую конструкцию ДПМ. Его представитель в выходные это прокомментировать не смог, но источник, близкий к партнерству, говорит, что изменения коснулись юридической стороны соглашений, принцип же остался прежним: инвестор должен ввести определенный объем мощности в конкретный срок, за неисполнение – штраф.
Государство должно думать о количестве новых станций не с точки зрения удовлетворения растущего спроса, ежегодный рост которого до 2020 г. прогнозируется чуть выше 2% (до кризиса – 4–5%), говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, а с точки зрения энергоэффективности. Инвестору нужны условия, когда для него станет выгодно строить новые блоки, а не эксплуатировать выработавшие свой ресурс станции, ведь главное – надежность, а не наличие законсервированных станций, объясняет он.