Муамар Каддафи решил войти в капитал UC Rusal

UC Rusal подвела итоги IPO. Компания была оценена в $21 млрд и за проданные 10,6% акций получила $2,24 млрд. Крупнейшими инвесторами в UC Rusal стали ВЭБ и госфонд Libyan Investment Authority, купившие 3,15% и 1,43% акций на $663 млн и $300 млн соответственно. Другие российские госбанки в сделке не участвовали
Размещением UC Rusal довольны и организаторы, и инвесторы/ Д.Гришкин

Книга заявок на акции UC Rusal была закрыта в четверг, итоги IPO банки – организаторы сделки и менеджмент UC Rusal подвели в пятницу к 4 утра МСК. Цена одной акции была определена в 10,8 гонконгского доллара ($1,39), рассказали сотрудники нескольких банков, готовивших IPO. То есть посередине ценового диапазона (9,1–12,5 гонконгского доллара, или $1,17–1,61).

UC Rusal

Алюминиевый холдинг. Акционеры – En+ (53,35%), Sual Partners (17,78%), Glencore (9,7%), Onexim (19,16%). Финансовые показатели (1-е полугодие 2009 г.): Выручка – $3,7 млрд, чистый убыток – $868 млн.

Выходит, что компания оценена в $21,05 млрд, а за проданные 10,6% акций она получит $2,24 млрд. Для UC Rusal это очень успешное размещение, считает аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин. Для сравнения: Alcoa в пятницу стоила $13,06 млрд, Chalco – $23,36 млрд. А по мультипликаторам UC Rusal оценена дороже обоих конкурентов – отношение EV/EBITDA у нее 12, отмечает сотрудник одного из банков-организаторов. Тогда как у Alcoa этот показатель равен 7,5, у Chalco – чуть выше 10. Правда, по оценке Смолина, отношение EV/EBITDA у Chalco – около 14, но UC Rusal с ее $15 млрд долга все равно оценена дорого.

Основные покупатели

Несмотря на высокую стоимость акций, книга заявок по цене размещения переподписана два раза, рассказали сотрудники нескольких банков, проводивших сделку. В итоге после IPO у UC Rusal появится чуть более 300 новых акционеров, добавляют они. Их полный список алюминиевый холдинг опубликует сегодня. Но «Ведомости» уже выяснили, кто получит крупные доли.

Заявки четверки ключевых инвесторов, с которыми UC Rusal договорилась об участии в IPO до старта роуд-шоу, удовлетворены полностью, рассказали несколько источников, близких к UC Rusal. ВЭБ получит 3,15% акций на $663 млн, фонды NR Investments Натаниэля Ротшильда и Paulson & Co Джона Полсона – по 0,47% акций на $100 млн каждый, компании азиатского миллиардера Роберта Куока – 0,09% акций на $20 млн. По условиям соглашения с UC Rusal все они не имеют права в течение шести месяцев продавать купленные бумаги на бирже.

Оказалось, в сделке есть и пять якорных инвесторов, чьи имена и объемы заявок во время заполнения книги служили приманкой для других, рассказали несколько источников, близких к UC Rusal. Они подписались на акции уже после начала роуд-шоу (на определенную сумму – по итоговой цене размещения) и в отличие от ключевых инвесторов имеют право на продажу акций со старта торгов.

Номер один в этой пятерке – ливийский госфонд Libyan Investment Authority (LIA, по данным Platts, управляет активами более чем на $65 млрд), рассказали источники, близкие к UC Rusal. Он покупает около 1,43% акций UC Rusal на $300 млн и станет вторым по величине после ВЭБа миноритарным акционером компании. По словам одного из источников, близких к UC Rusal, решение о покупке бумаг фондом принималось с личного одобрения семьи Каддафи (Муамар Каддафи де-факто руководит страной), а переговоры вел в том числе и крупнейший владелец и гендиректор UC Rusal Олег Дерипаска. Представители самого фонда на запрос не ответили.

В пятерку якорных инвесторов также входит гонконгская Cheung Kong миллиардера Ли Цзячена (потратит $100 млн и купит 0,47% акций), фонды Credit Suisse и Merrill Lynch (в интересах клиентов вложили примерно по $20 млн каждый) и кипрская Ronin Europe Ltd. Последняя входит в группу Ronin Partners, созданную в 2008 г. выходцами из Номос-банка. Она получит 0,3% акций на $65 млн, бумаги приобретались для клиентов, объяснил близкий к Ronin источник. Кто клиенты – он не раскрывает. Один из источников, близких к UC Rusal, полагает, что это могут быть структуры, связанные с совладельцем банка и хозяином группы «Ист» Александром Несисом. Близкий к предпринимателю источник уверяет, что это не так.

IPO UC Rusal привлекло внимание и других известных покупателей (см. врез). Среди них американские Wellington Management, один из крупнейших частных инвестфондов мира (по оценке Hoovers, активы под его управлением превышают $50 млрд), и Batterymarch Financial Management, говорят источники, близкие к UC Rusal. Оба делали заявки примерно на $100 млн, но они удовлетворены примерно на 75%. Также акционерами UC Rusal станут десятки более мелких хедж-фондов.

Кто не купил

Правда, были и те, кто накануне закрытия книги передумал покупать акции UC Rusal. Заявку отозвал французский страховщик Axa SA, сочтя цену слишком высокой, рассказал источник, знакомый с ходом размещения акций. Не приняли участие в сделке и инвестфонды BlackRock и Capital, хотя интерес с их стороны был, добавляют источники, близкие к UC Rusal. Чуть ранее от этой идеи отказались China Investment Corp и сингапурский Temasek.

Наконец, акции во время IPO не купили Сбербанк с ВТБ, хотя о такой возможности заявляли как чиновники, так и предправления Сбербанка Герман Греф. Сбербанку, как одному из организаторов сделки, это запретили гонконгские регуляторы, говорит один из источников. Представители обоих банков от комментариев отказались.

Торги акциями UC Rusal в Гонконге начнутся уже 27 января (вторичный листинг организован на Euronext в Париже). На официальную церемонию в Гонконг приглашены известные российские чиновники, знают несколько инвесторов. В частности, это помощник президента Аркадий Дворкович и руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов. Новые акционеры UC Rusal надеются на рост котировок. «Мы считаем, что в среднесрочной перспективе котировки будут расти, поэтому и согласились заплатить за них высокую цену», – говорит управляющий одного из фондов. Веру в него вселяет то, что в сделке много крупных покупателей, которые не побегут продавать акции, а эффективный free float у UC Rusal будет менее 5%. Правда, Смолин замечает, что все будет зависеть от ситуации на рынке. Последнюю неделю акции алюминиевых компаний дешевели, а на рынках наблюдалась коррекция, напоминает он. С учетом того, что, судя по всему, в книге у UC Rusal много мелких покупателей, они могут попытаться сразу же капитализировать свои вложения и котировки могут пойти вниз, считает он.

На что пойдут деньги

UC Rusal сумела провести успешный листинг менее чем через два месяца после реструктуризации долгов, напоминает Джеймс Фриел, управляющий директор российского офиса Rothschild (был консультантом по IPO). Вырученные $2,24 млрд UC Rusal направит на погашение долга. $115 млн из этой суммы достанется одному из акционеров – группе «Онэксим» Михаила Прохорова в счет погашения части процентов. Холдинг был должен «Онэксиму» $2,7 млрд, но после реструктуризации $1,8 млрд конвертированы в акции (доля выросла с 14% до 19,2%), $160 млн процентов компания уже погасила 1 декабря. А еще $880 млн реструктурировано до 2013 г. Оставшиеся $2,125 млрд, полученные от IPO, компания направит на погашение кредита западным банкам пропорционально их долям участия в синдикате (в этом году должна погасить $1,4 млрд).