Скончался Игорь Пономарев, основатель автодилерской группы Gens

Скончался Игорь Пономарев, основатель и председатель совета директоров автодилерской группы Genser. Вместе с партнером Владимиром Прониным он контролировал 51% группы

Пономарев умер 19 января на 45-м году жизни после долгой болезни, говорится в сообщении компании. «Игорь был одной из самых заметных фигур в российском автомобильном бизнесе, он фактически формировал лицо отрасли, не стесняясь публично говорить о проблемах и инициативах дилеров», – говорит президент ассоциации «Российские автодилеры» Дмитрий Гулин. «Это невосполнимая утрата для группы Genser и для всего российского автобизнеса», – приводятся в сообщении группы слова председателя ее правления Владимира Пронина.

Пономарев и Пронин основали Genser в 1991 г. Пономарев тогда был выпускником МВТУ им. Баумана, а Пронин – аспирантом этого же вуза. «В 90-х наукой заниматься стало невозможно – надо было думать, чем кормить семьи. Мы вдвоем решили привезти автомобили из Австрии – заработать. Сначала думали: съездим раза два, ну 10, а потом вернемся в науку. И вот с тех пор уже 15 лет занимаемся автомобилями», – рассказывал Пономарев «Ведомостям». Сначала самостоятельно перегоняли иномарки из Европы, потом на вырученную прибыль открыли первый автосалон на ВВЦ, вспоминал Пономарев и шутил, что, несмотря ни на что, сохраняет любовь к первой марке, дилерство которой получила Genser, – шведской Saab.

До 2007 г. Пономарев занимал должность финансового директора Genser, а затем стал председателем совета директоров группы и занимался стратегией развития компании. Летом 2007 г. совладельцы продали 33% компании фонду прямых инвестиций Volga River One Capital Partners. Аналитики оценивали сделку, отталкиваясь от данных об обороте Genser и средней для бизнеса рентабельности, в $25–30 млн. Пономарев связывал с появлением инвестора большие надежды по развитию компании. В конце 2009 г. он отошел от оперативного управления.

Сейчас Genser – официальный дилер Nissan, Ford, Chevrolet, Opel, Mazda, Cadillac, Hummer, Saab, Infiniti. По итогам 2008 г. журнал «Авто бизнес ревю» поместил Genser на шестое место среди крупнейших российских автомобильных холдингов, оценив выручку компании в $1,5 млрд.

Кризис ударил по группе, занимавшейся марками для среднего класса, даже сильнее, чем в среднем по рынку, признавался в середине прошлого года сам Пономарев. В начале 2009 г. они с Прониным были вынуждены расстаться с существенной долей в компании: Genser провела допэмиссию, по итогам которой 21% группы получил фонд Solway Investment. Доля Volga River уменьшилась до 28%, а под контролем Пономарева и Пронина остался 51% компании. Алексей Панферов, управляющий партнер инвесткомпании N.R. Growth Consulting (NRG), представляющей интересы Volga River, подтвердил, что такое распределение долей сохраняется. «Вопрос об управлении долей Пономарева в компании будет ставиться много позже», – сообщил он.

Оперативным управлением Genser продолжит заниматься, как и прежде, Пронин, а функции стратега, которые выполнял Пономарев, возьмут на себя представители фондов, говорит источник, близкий к одному из акционеров Genser. Сотрудник компании сообщил, что все кадровые решения будут приниматься позже.