Президент «Транснефти» хочет объединить два конкурирующих проекта
Оба проекта имеют одну цель – направить экспортные потоки из Черноморского бассейна в обход перегруженных турецких проливов Босфор и Дарданеллы. По данным «Транснефти», через них транспортируется 110 млн т нефти и 45 млн т нефтепродуктов в год. Россия участвует в проекте Бургас – Александруполис с 2007 г., хотя старт его строительства не известен. А к строящемуся Самсун – Джейхан страна собралась присоединиться только в прошлом году. В октябре «Роснефть» и «Транснефть» подписали с участниками этого проекта – Италией и Турцией – протокол о взаимопонимании.
Бургас – Александруполис
Самсун – Джейхан
Президент «Транснефти» Николай Токарев хочет объединить два конкурирующих нефтепроводных проекта – Бургас – Александруполис и Самсун – Джейхан. «Мы <...> видим реальную перспективу объединения», – заявил Токарев корпоративному журналу «Трубопроводный транспорт нефти», добавив, что это уже обсуждается с турецкими, итальянскими и греческими партнерами. И партнеры «с интересом отнеслись к идее». Не упомянул Токарев только Болгарию, заметив, что та в принципе тянет с ответом, нужен ей Бургас – Александруполис или нет.
Экономических причин для объединения двух проектов нет, считает аналитик «Метрополя» Алексей Кокин. «Россия явно сделала выбор в пользу Турции благодаря тому, что та поддержала газопроводный проект «Южный поток», – полагает эксперт, – и нынешнее заявление Токарева не что иное, как подготовка почвы для похорон проекта Бургас – Александруполис».
Российские участники Бургас – Александруполис комментировать это не стали, как и идею Токарева. Представители инвесторов Самсун – Джейхан – итальянская Eni и турецкая Calik на запросы «Ведомостей» не ответили.