Предсказать спрос на авиабилеты стоит 1 млн евро в год
В 2007 г. биолог и бизнес-консультант Филипп Гедекинг основал компанию Airconomy, которая использует сложные математические расчеты для предсказания спроса на авиабилеты. Первоначальные вложения составили около 50 000 евро, а выручка по итогам 2009 г. может превысить 1 млн евроНемец Филипп Гедекинг решил круто изменить свою жизнь после того, как ему довелось пожить и поработать в Китае. В 2005 и 2006 гг. он возглавлял шанхайский офис международной консалтинговой фирмы Roland Berger. Он наблюдал, как многие из его китайских коллег отказывались от безопасности и комфорта корпоративного мира в пользу собственного бизнеса.
«Я проработал в бизнесе 15 лет и знал, что если не сделаю этого сейчас, то не сделаю никогда», – говорит Гедекинг, который большую часть своей карьеры посвятил консультированию авиакомпаний. На этой работе у него и появилась идея необычного бизнеса: снабжать авиакомпании информацией о том, сколько людей летает из одного аэропорта в другой.
В 2007 г. он ушел из Roland Berger и основал компанию Airconomy Aviation Intelligence, которая предлагает международным авиакомпаниям довольно необычный продукт – информацию о спросе на авиабилеты на различных международных маршрутах. Предсказывать, сколько пассажиров захотят воспользоваться тем или иным маршрутом, – задачка не из легких. До появления идей Гедекинга авиакомпании в лучшем случае могли узнать не спрос, а предложение, т. е. сколько посадочных мест авиакомпании предлагают в совокупности на том или ином маршруте.
К тому же многие авиакомпании продают часть билетов пассажирам не через посредников, а напрямую, через интернет. Это приводит не только к снижению цен, но и к потере информации о размере рынка. Отдельные авиакомпании знают число своих пассажиров, но составить общую картину практически невозможно. Эта проблема занимала Гедекинга годами, и он был убежден, что авиакомпании готовы платить за хороший прогноз. И он решил попытаться составить такой прогноз, но не на основе неполных данных авиакомпаний, а на основе статистики аэропортов или данных авиапортов о пассажиропотоках. Друзья познакомили его с Францем Ротлауфом, математиком и преподавателем информационных систем в Университете Майнца, недалеко от Франкфурта. «Сначала тот был настроен скептически», – вспоминает Гедекинг.
Но после шести месяцев довольно нерегулярного общения Ротлауф предложил использовать эволюционные алгоритмы (см. врез) и даже вывел несколько формул. Долго уговаривать Ротлауфа Гедекингу не пришлось. Часть первоначального капитала партнеры потратили на покупку 150 мощных компьютеров и объединение их в единый вычислительный комплекс. «В какой-то момент расчет спроса на одном из маршрутов занял 80 часов, слишком долго для коммерческого приложения, – вспоминает Ротлауф. – В таком виде, как система работает с лета этого года, она может решить любую задачу за два или максимум три дня».
Первоначально Гедекинг вложил в дело 50 000 евро (40 000 фунтов стерлингов, $74 000) из личных сбережений. Исследования в основном финансировались за счет доходов от другого направления деятельности Airconomy – стратегического консалтинга, уточняет он. В прошлом году компания помогла австрийскому правительству продать контрольный пакет акций в Austrian Airlines авиакомпании Lufthansa. Благодаря вспомогательным направлениям деятельности Airconomy прибыльна с первого дня, говорит Гедекинг. Выручка компании в 2008 г. достигла 1 млн евро.
Сейчас в компании шестеро совладельцев и шестеро сотрудников. Недавно на их услуги подписались аэропорты Парижа и Франкфурта, и Гедекинг утверждает, что ведет переговоры с тремя авиакомпаниями: «одной европейской, одной из США и одной азиатской». Рынок для данных Airconomy так велик, что может приносить до 100 млн евро в год, говорит он.