"Газпром" получил 2,93% собственных акций

Германская E.On и "Газпром" закрыли сделку по обмену активами: E.On получит 25% в Южно-Русском месторождении, "Газпром" – ЗАО "Геросгаз" с 2,93% собственных акций.
М.Стулов
М.Стулов

"Газпром" и германская E.On объявили, что закрыли сделку по обмену активами, о которой договорились еще зимой.

E.On получил 25%-ную долю владельца лицензии на Южно–Русское месторождение с запасами газа около 1 трлн куб. м. А "Газпром" – 49% ЗАО "Геросгаз", на балансе которого 2,93% акций самого "Газпрома". Остальные 51% "Геросгаза" – под контролем "Газпрома", но акции концерна на балансе этой фирмы были в залоге у E.On. И потому только теперь "Газпром" получил возможность распоряжаться всем пакетом, стоимость которого в РТС – около 128 млрд руб.

Что "Газпром" будет делать с собственными акциями, пока не известно. Ранее его менеджеры не исключали выпуска конвертируемых бондов (это предлагают "Газпрому" инвестбанки). Плюс часть акций может пойти в оплату газораспределительных организаций (ГРО) – в рамках сделки с государством. В 2005 г. президент Владимир Путин поручил Росимуществу получить в прямое владение 50% плюс 1 акция "Газпрома". Но пока у государства непосредственный контроль над 49,1%; прямой и косвенный – над 50,002%. Около 0,89% акций "Газпрома" – у "Росгазификации", в которой у государства нет квалифицированного большинства (74,9%), именно эту долю Росимущество хочет получить от "Газпрома" в обмен на свои пакеты в ГРО.

Владелец лицензии на Южно-Русское – ОАО "Севернефтегазпром"; проектная мощность – 25 млрд куб. м добычи в год. В результате сегодняшней сделки 50% плюс шесть обыкновенных акций "Севернефтегазпрома" остаются у "Газпрома" (40% уставного капитала). Еще по 25% минус три обыкновенные акции плюс три привилегированные акции – у германских BASF и E.On. Правда, доля в уставном капитале у немцев разная: им достались привилегированные акции с разным номиналом. Доля BASF в капитале – 35%, E.On – 25%. Соответственно будут делиться расходы и доходы по проекту, говорили ранее "Ведомостям" представители немецких компаний.

BASF первой договорилась с "Газпромом" по сделке: еще в 2007 г. она стала акционером "Севернефтегазпрома", заплатив концерну около $2 млрд активами и деньгами. Как раз тогда на Южно-Русском началась добыча. А вот E.On, давний конкурент BASF в Европе, почти пять лет вела переговоры по Южно-Русскому.