Продажи электромобилей могут вырасти в 2025 году до 31 млн – HSBC
undefinedЛитий подорожал с начала 2016 г. вдвое или даже втрое, и такое ралли не осталось незамеченным: некоторые эксперты и участники рынка рассчитывают на дальнейший подъем и активно вкладываются в этот сектор, но число скептиков множится, и некоторые из них предвещают конец бума уже в следующем году. В обнародованном в среду докладе HSBC говорится о возможностях дальнейшего роста всей «литиевой экосистемы» - цены самого металла, акций добывающих его компаний, производителей аккумуляторов и батарей для всех видов техники.
По оценкам банка, цена карбоната лития увеличилась в 2016 г. вдвое до $12 000 за тонну. Однако на спотовом рынке Китая цены держатся выше $16 000 за тонну, а в апреле-мае поднимались выше $20 000 за тонну, отмечает канадская Globe and Mail. Литий также является ключевым компонентом для производства электромобилей: он необходим для изготовления мощных аккумуляторов (например новейших литий-титановых батарей).
По оценкам HSBC, мировой спрос на литий увеличится в 2,5 раза к 2025 г., потребление металла во всех отраслях экономики вырастет со 170 000 т в 2015 г. до 420 000 т в 2020 г. Аналитики банка подсчитали, что спрос на литий-ионные аккумуляторы к 2025 г. взлетит в 14 раз и производство батарей для электромобилей будет обеспечивать почти треть мирового спроса. Продажи электромобилей, вероятно, вырастут более чем в 20 раз - с 1,5 млн в прошлом году до 31 млн в 2025 г.
HSBC перечисляет свыше 50 компаний и биржевых фондов (ETF), имеющих отношение к литию, и рекомендуют инвесторам покупать бумаги южнокорейских LG Chem и Samsung SDI, а также чилийской Sociedada Quimica & Minera de Chile.
В долгосрочной перспективе литий стабилизируется около $10 000 за тонну, прогнозирует HSBC, добавляя, что колебания его цены вряд ли существенно повлияют на спрос на конечную продукцию (от автомобилей до смартфонов), поскольку металл составляет от 2 до 10% конечной стоимости аккумулятора.
Китай поставил целью вывести 5 млн электромобилей на дороги страны до конца 2020 г., Европа также работает в этом направлении.
На этом фоне известный инвестор-миллиардер Уоррен Баффетт активно инвестирует в производство лития и аккумуляторов (например, в 2014 г. его компания Berkshire Hathaway купила Duracell за $4,7 млрд). А китайская BYD, значительная доля акций которой принадлежит Berkshire Hathaway, уже стала крупнейшим производителем электромобилей в КНР.
По оценкам Allied Market Research, к 2022 г. емкость рынка литий-ионных аккумуляторов может достигнуть до $46,2 млрд, что соответствует среднегодовым темпам роста около 11%.
Однако глава аналитической фирмы Stormcrow Capital Джон Хикави, в прошлом физик-теоретик, не верит в длительный бум и - в отличие от многих коллег - не предвидит дефицита лития по крайней мере до конца 2025 г. «Литий не так уж и редок», - говорит он. Разведанных запасов металла хватит более чем на 400 лет при текущих темпах потребления. Рост цен в этом году больше связан с финансовыми спекуляциями, чем с реальной угрозой нехватки запасов, отмечает эксперт. Он считает реалистичной долгосрочной ценой лития $6000-7000 за тонну, допуская повышение до $10 000 для металла наивысшего качества и очистки.
Крупнейшим мировым производителем руд, содержащих литий, является австралийская Talison Minerals - около 69%. Чили в целом и чилийская компания Sociedad Quimica y Minera de Chile являются ведущими производителями лития в мире, в то время как США - крупнейшим импортером. В число ведущих производителей лития также входят американские Albermarle Corp. и FMC Corp. и китайская Tianqi Lithium. Себестоимость производства карбоната лития для SQM оценивается в $2300 за тонну.
В России значительные запасы лития сосредоточены на Кольском полуострове, в Туве и Забайкалье. Из стран СНГ литий встречается преимущественно в Казахстане и Узбекистане.