Газета
Газета
Телеграм
Телеграм
Россия и мирСеверо-ЗападЮг
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
ВЕДЫ
Правила торговли
Идеи управления
Город
Ведомости&
Аналитика
Капитал
Страна
Промышленность
Инновации и технологии
Премия Импульс
Здоровье
Спорт
Конференции
Справочник компаний
Справочник персон
Туризм
Право
Наука
Как потратить
Устойчивое развитие
Форум
Техуспех
Бизнес-регата
Ведомости Северо-Запад
Ведомости Северо-Запад Стиль жизни
Ведомости Юг
  • / Финансы
    «Согаз» добился возбуждения уголовного дела за фиктивные услуги в ДМС
  • / Политика
    Как изменилась Сирия через год после свержения Башара Асада
  • / Политика
    Почему рейтинги канцлера ФРГ Фридриха Мерца упали до исторического минимума
  • / Недвижимость
    Суд взыскал с экс-депутата ГД Егиазаряна почти $10 млн за долю в «Европарке»
  • / Финансы
    В Нидерландах арестовали активы оператора «Турецкого потока»
  •  / Аналитика
    Выход из долларовой зоны: как рубль и юань меняют международные расчеты
  •  / Аналитика
    Объем добровольных взносов по ПДС с начала 2025 года вырос в четыре раза
  •  / Аналитика
    Малые города, автопутешествия и «русскость»: как меняется внутренний туризм в 2025 году
  •  / Аналитика
    Доля российского вина на внутреннем рынке в ближайшие годы может превысить 70%
  •  / Промышленность и Инфраструктура
    Анатолий Гарбузов: «Промышленность будущего – это промышленность Москвы»
  • / Политика
    Сын Дональда Трампа допустил его выход из мирного процесса по Украине
  • / Политика
    Axios: Уиткофф организовал секретную встречу между Израилем и Катаром в США
  • / Политика
    FT: ЕС может навсегда заблокировать российские активы в обход вето Венгрии
  • / Бизнес
    Цены на говядину в США выросли на 14,7% на фоне снижения поголовья скота
  • / Политика
    Как в мире отреагировали на новую Cтратегию нацбезопасности США
  •  / Спорт
    «Краснодар» обыграл ЦСКА и ушел на зимнюю паузу лидером РПЛ
  •  / Спорт
    Главное в РПЛ: «Краснодар» стал «зимним чемпионом», у «Сочи» антирекорд
  • / Политика
    Президента Словакии внесли в базу украинского портала «Миротворец»
  • / Политика
    Маск противопоставил слова «демократия» и «бюрократия» для описания Европы
  • / Политика
    Половина жителей Швейцарии поддержали введение лимита на численность населения
  •  / Страна
    После аварии на ТЭЦ в Ангарске ввели режим повышенной готовности
  • / Политика
    Число обращений на «Итоги года с Путиным» превысило 350 000
  • / Политика
    В Бельгии заявили о «негласном согласии» с критикой ЕС со стороны США
  • / Общество
    Ученые предупредили о сильных магнитных бурях на следующей неделе
  •  / Спорт
    «Локомотив» победил «Сочи» в матче РПЛ
  • / Политика
    Президент Израиля отказался помиловать Нетаньяху
  •  / Страна
    Прокуратура Волгограда приостановила запуск электростанции для майнинга
  •  / Спорт
    Норрис впервые стал чемпионом «Формулы-1» и прервал серию Ферстаппена
  • / Политика
    РСТ: ситуация в Таиланде не влияет на безопасность туристов
  • / Общество
    Умер британский фотограф Мартин Парр
  • / Политика
    Захарова назвала руководство Украины «международной бригадой по прокачке денег»
  •  / Спорт
    Биджиев подал в отставку с поста главного тренера махачкалинского «Динамо»
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
  • / Финансы
    «Согаз» добился возбуждения уголовного дела за фиктивные услуги в ДМС
  • / Политика
    Как изменилась Сирия через год после свержения Башара Асада
  • / Политика
    Почему рейтинги канцлера ФРГ Фридриха Мерца упали до исторического минимума
  • / Недвижимость
    Суд взыскал с экс-депутата ГД Егиазаряна почти $10 млн за долю в «Европарке»
  • / Финансы
    В Нидерландах арестовали активы оператора «Турецкого потока»
  •  / Аналитика
    Выход из долларовой зоны: как рубль и юань меняют международные расчеты
  •  / Аналитика
    Объем добровольных взносов по ПДС с начала 2025 года вырос в четыре раза
  •  / Аналитика
    Малые города, автопутешествия и «русскость»: как меняется внутренний туризм в 2025 году
  •  / Аналитика
    Доля российского вина на внутреннем рынке в ближайшие годы может превысить 70%
  •  / Промышленность и Инфраструктура
    Анатолий Гарбузов: «Промышленность будущего – это промышленность Москвы»
  • / Политика
    Сын Дональда Трампа допустил его выход из мирного процесса по Украине
  • / Политика
    Axios: Уиткофф организовал секретную встречу между Израилем и Катаром в США
  • / Политика
    FT: ЕС может навсегда заблокировать российские активы в обход вето Венгрии
  • / Бизнес
    Цены на говядину в США выросли на 14,7% на фоне снижения поголовья скота
  • / Политика
    Как в мире отреагировали на новую Cтратегию нацбезопасности США
  •  / Спорт
    «Краснодар» обыграл ЦСКА и ушел на зимнюю паузу лидером РПЛ
  •  / Спорт
    Главное в РПЛ: «Краснодар» стал «зимним чемпионом», у «Сочи» антирекорд
  • / Политика
    Президента Словакии внесли в базу украинского портала «Миротворец»
  • / Политика
    Маск противопоставил слова «демократия» и «бюрократия» для описания Европы
  • / Политика
    Половина жителей Швейцарии поддержали введение лимита на численность населения
  •  / Страна
    После аварии на ТЭЦ в Ангарске ввели режим повышенной готовности
  • / Политика
    Число обращений на «Итоги года с Путиным» превысило 350 000
  • / Политика
    В Бельгии заявили о «негласном согласии» с критикой ЕС со стороны США
  • / Общество
    Ученые предупредили о сильных магнитных бурях на следующей неделе
  •  / Спорт
    «Локомотив» победил «Сочи» в матче РПЛ
  • / Политика
    Президент Израиля отказался помиловать Нетаньяху
  •  / Страна
    Прокуратура Волгограда приостановила запуск электростанции для майнинга
  •  / Спорт
    Норрис впервые стал чемпионом «Формулы-1» и прервал серию Ферстаппена
  • / Политика
    РСТ: ситуация в Таиланде не влияет на безопасность туристов
  • / Общество
    Умер британский фотограф Мартин Парр
  • / Политика
    Захарова назвала руководство Украины «международной бригадой по прокачке денег»
  •  / Спорт
    Биджиев подал в отставку с поста главного тренера махачкалинского «Динамо»

Главная / Авто / Фото / 06 ноября, 07:07

Фото. Самый столичный автомобиль: как немцы, французы и китайцы причастны к «Москвичу»

6 ноября недавно перезапущенный завод празднует 95-летие
Юлия Томинова-Ерашова
Елена Дурандина
  • В 1929 г. СССР заключил с американской компанией Ford соглашения о запуске автозавода в Нижнем Новгороде (позже – ГАЗ). Машины из комплектов-американцев собирали на нижегородском госзаводе № 1 и на московском № 2. Последний пущен 6 ноября 1930 г. и расположился на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (ныне – Волгоградский проспект). В 1939 г. столичное предприятие вывели из состава ГАЗа и переименовали в Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи. Во время Великой Отечественной войны завод производил танки, а после ее окончания его переориентировали на выпуск малолитражек.
    Борис Ушмайкин / РИА Новости
    В 1929 г. СССР заключил с американской компанией Ford соглашения о запуске автозавода в Нижнем Новгороде (позже – ГАЗ). Машины из комплектов-американцев собирали на нижегородском госзаводе № 1 и на московском № 2. Последний пущен 6 ноября 1930 г. и расположился на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (ныне – Волгоградский проспект). В 1939 г. столичное предприятие вывели из состава ГАЗа и переименовали в Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи. Во время Великой Отечественной войны завод производил танки, а после ее окончания его переориентировали на выпуск малолитражек.
  • В августе 1945 г. власти решили запустить массовое производство копии немецкого автомобиля Opel Kadett K38. В предвоенной Германии пятиместный седан ценили и выпускали в 1937-1940 гг. По одной из версий, необходимые станки вывезли из побежденной страны, по другой, сконструировали сами – по трофейным образцам и штампам. В СССР аналог Opel Kadett K38 получил новое название «Москвич-400». Его выбрали в честь 800-й годовщины столицы (отмечали в 1947-м). Первые «Москвичи» показывали в транспортном павильоне ВСХВ (позже – ВДНХ) и затем вручали победителям всесоюзной выставки.
    Борис Ушмайкин / РИА Новости
    В августе 1945 г. власти решили запустить массовое производство копии немецкого автомобиля Opel Kadett K38. В предвоенной Германии пятиместный седан ценили и выпускали в 1937-1940 гг. По одной из версий, необходимые станки вывезли из побежденной страны, по другой, сконструировали сами – по трофейным образцам и штампам. В СССР аналог Opel Kadett K38 получил новое название «Москвич-400». Его выбрали в честь 800-й годовщины столицы (отмечали в 1947-м). Первые «Москвичи» показывали в транспортном павильоне ВСХВ (позже – ВДНХ) и затем вручали победителям всесоюзной выставки.
  • Первый серийный «Москвич-400» собрали 4 декабря 1946 г. Машины оснастили гидравлическими тормозами, независимой подвеской и двигателем мощностью в 23 л. с. (поворотники при этом отсутствовали). В 1954 г. на заводе решили, что этого недостаточно, и выпустили «Москвич-401» – модель с новой коробкой передач и с 26 л. с. Модели 400 и 401 оказались первым советскими автомобилями, которые не распределяли, а продавали. Приобрести его мог каждый гражданин. По информации СМИ, машины стоили по 8000 руб. Первыми покупателями стали полярник Эрнст Кренкель, писатель Самуил Маршак, актер Иван Берсенев и академик Алексей Абрикосов. В общей сложности в столице выпустили около 234 000 «москвичей» первого поколения: и стандартные седаны, и кабриолеты, и фургоны, и пикапы, и машины скорой.
    ТАСС
    Первый серийный «Москвич-400» собрали 4 декабря 1946 г. Машины оснастили гидравлическими тормозами, независимой подвеской и двигателем мощностью в 23 л. с. (поворотники при этом отсутствовали). В 1954 г. на заводе решили, что этого недостаточно, и выпустили «Москвич-401» – модель с новой коробкой передач и с 26 л. с. Модели 400 и 401 оказались первым советскими автомобилями, которые не распределяли, а продавали. Приобрести его мог каждый гражданин. По информации СМИ, машины стоили по 8000 руб. Первыми покупателями стали полярник Эрнст Кренкель, писатель Самуил Маршак, актер Иван Берсенев и академик Алексей Абрикосов. В общей сложности в столице выпустили около 234 000 «москвичей» первого поколения: и стандартные седаны, и кабриолеты, и фургоны, и пикапы, и машины скорой.
  • В 1956-1965 гг. на заводе производили машины второго поколения – «Москвич-402», «Москвич-403» и «Москвич-407». По словам специалистов, они незначительно отличались от предыдущей версии, но подкупали потребителей внешним видом, который напоминал престижные ГАЗ-21 «Волги». Много хрома и молдинги снаружи, а внутри – часы, радиоприемники и печки. Всего выпустили около 553 000 «Москвичей» второго поколения.
    Борис Ярославцев / РИА Новости
    В 1956-1965 гг. на заводе производили машины второго поколения – «Москвич-402», «Москвич-403» и «Москвич-407». По словам специалистов, они незначительно отличались от предыдущей версии, но подкупали потребителей внешним видом, который напоминал престижные ГАЗ-21 «Волги». Много хрома и молдинги снаружи, а внутри – часы, радиоприемники и печки. Всего выпустили около 553 000 «Москвичей» второго поколения.
  • «Москвич-407» считался особенной машиной. За счет современного 45-сильного двигателя он мог разгоняться до 115 км/ч и принимал участие в международных ралли. На Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе этот седан наградили золотой медалью. Его выпускали в 1958–1963 гг. и часто экспортировали в капстраны: Великобританию, Финляндию и Францию. При этом, по данным СМИ, «Москвич-407» стоил дешевле предшественников – всего 2500 руб.
    Владимир Первенцев / РИА Новости
    «Москвич-407» считался особенной машиной. За счет современного 45-сильного двигателя он мог разгоняться до 115 км/ч и принимал участие в международных ралли. На Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе этот седан наградили золотой медалью. Его выпускали в 1958–1963 гг. и часто экспортировали в капстраны: Великобританию, Финляндию и Францию. При этом, по данным СМИ, «Москвич-407» стоил дешевле предшественников – всего 2500 руб.
  • В 1968 г. московский завод полностью реконструировали совместно с французской компанией Renault и вновь переименовали – в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В 1964–1988 гг. на нем выпускали третье поколение главной столичной машины: «Москвич-408», «Москвич-412» и «Москвич-2140». В общей сложности в СССР произвели 3,2 млн таких автомобилей. Параллельно «Москвичи» собирали и за рубежом: в Болгарии и Бельгии (на совместном предприятии Scaldia-Volga).
    Давид Шоломович / РИА Новости
    В 1968 г. московский завод полностью реконструировали совместно с французской компанией Renault и вновь переименовали – в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В 1964–1988 гг. на нем выпускали третье поколение главной столичной машины: «Москвич-408», «Москвич-412» и «Москвич-2140». В общей сложности в СССР произвели 3,2 млн таких автомобилей. Параллельно «Москвичи» собирали и за рубежом: в Болгарии и Бельгии (на совместном предприятии Scaldia-Volga).
  • В 1968 г. седан «Москвич-412» в составе гоночной команды «Автоэкспорт» прошел марафон из Лондона в Сидней и занял четвертое место в общекомандном зачете (из 98 экипажей в тот год финишировали только 56). После этого «Москвичи» продолжили покорять марафоны, а конструкторы АЗЛК выпустили единственный экземпляр гоночного автомобиля под названием «404 Спорт». Он трижды становился чемпионом СССР. Также «столичные» машины становились героями кино: «Бриллиантовой руки» (1968), «Приключений итальянцев в России» (1974) и оскароносного фильма «Москва слезам не верит» (1979).
    Юрий Набатов / ТАСС
    В 1968 г. седан «Москвич-412» в составе гоночной команды «Автоэкспорт» прошел марафон из Лондона в Сидней и занял четвертое место в общекомандном зачете (из 98 экипажей в тот год финишировали только 56). После этого «Москвичи» продолжили покорять марафоны, а конструкторы АЗЛК выпустили единственный экземпляр гоночного автомобиля под названием «404 Спорт». Он трижды становился чемпионом СССР. Также «столичные» машины становились героями кино: «Бриллиантовой руки» (1968), «Приключений итальянцев в России» (1974) и оскароносного фильма «Москва слезам не верит» (1979).
  • В 1986 г. на АЗЛК запустили производство первого переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» с двигателями ВАЗ и УЗАМ. За рубежом эти машины продавали под маркой Aleko. В 1990-е стартовали модернизированные серии: «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Святогор». На эти модели ставили мощные моторы французского автопроизводителя Renault. В кризис 1998-го они оказались слишком дорогими, и на предприятии сократили объем производства. В общей сложности на нем выпустили около 716 000 «москвичей» четвертого поколения.
    Роман Денисов / ТАСС
    В 1986 г. на АЗЛК запустили производство первого переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» с двигателями ВАЗ и УЗАМ. За рубежом эти машины продавали под маркой Aleko. В 1990-е стартовали модернизированные серии: «Князь Владимир», «Иван Калита» и «Святогор». На эти модели ставили мощные моторы французского автопроизводителя Renault. В кризис 1998-го они оказались слишком дорогими, и на предприятии сократили объем производства. В общей сложности на нем выпустили около 716 000 «москвичей» четвертого поколения.
  • В 1990–2000-е отечественные автомобили проигрывали конкуренцию иномаркам, которые впервые массово вышли на постсоветские рынки. В 2001 г. в России выпустили последний «Москвич» с советскими корнями. Через год заводской конвейер остановили. В 2010 г. компанию «Москвич» ликвидировали, признав банкротом. В то время автомобильные эксперты говорили СМИ, что «завод "Москвич" умер навсегда». Его площади занял новый автозавод Renault. В память о прошлом в 2016 г. компания «Рено Россия» зарегистрировала в Роспатенте торговые знаки «Москвич» и Moskvich.
    Юрий Простяков / РИА Новости
    В 1990–2000-е отечественные автомобили проигрывали конкуренцию иномаркам, которые впервые массово вышли на постсоветские рынки. В 2001 г. в России выпустили последний «Москвич» с советскими корнями. Через год заводской конвейер остановили. В 2010 г. компанию «Москвич» ликвидировали, признав банкротом. В то время автомобильные эксперты говорили СМИ, что «завод "Москвич" умер навсегда». Его площади занял новый автозавод Renault. В память о прошлом в 2016 г. компания «Рено Россия» зарегистрировала в Роспатенте торговые знаки «Москвич» и Moskvich.
  • В 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин неожиданно сообщил, что город получил 100% столичного автозавода Renault и возобновит на нем производство автомобилей под историческим названием «Москвич». Технологическим партнером проекта стал «Камаз», а первой новой моделью – кроссовер «Москвич 3» (аналог китайского JAC S JS4).
    Максим Стулов / Ведомости
    В 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин неожиданно сообщил, что город получил 100% столичного автозавода Renault и возобновит на нем производство автомобилей под историческим названием «Москвич». Технологическим партнером проекта стал «Камаз», а первой новой моделью – кроссовер «Москвич 3» (аналог китайского JAC S JS4).
  • Работа началась 23 ноября 2022 г. В линейке также представлены «Москвич 3е», «Москвич 6», «Москвич 5» и «Москвич 8». «Москвич 3е» стал самым популярным электромобилем в России в июле 2025 г. Новые машины собирают на автоматизированной линии длиной 480 м по современным технологиям. Например, в производстве задействовано 114 роботов и 145 беспилотных доставщиков.
    Максим Стулов / Ведомости
    Работа началась 23 ноября 2022 г. В линейке также представлены «Москвич 3е», «Москвич 6», «Москвич 5» и «Москвич 8». «Москвич 3е» стал самым популярным электромобилем в России в июле 2025 г. Новые машины собирают на автоматизированной линии длиной 480 м по современным технологиям. Например, в производстве задействовано 114 роботов и 145 беспилотных доставщиков.

Смотрите также

Новости СМИ2
Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте
  • Подписка
  • Реклама
  • РФРИТ
  • Справочник компаний
  • Подписка для юр.лиц
  • О компании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Обратная связь
  • Справочный центр
  • Распространение

Наши проекты

Контакты

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
На карте
+7 495 956-34-58
info@vedomosti.ru

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю свое согласие получать письма от «Ведомости» и подтверждаю, что ознакомился и принимаю Политику по защите персональных данных

Скачать для iOS
Скачать для Android

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Правила применения рекомендательных технологий в виджетах рекламно-обменной сети, размещенных на сайте vedomosti.ru: СМИ2, INFOX, 24smi

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Марьина Роща, ул. Полковая, д. 3, стр. 1 1999—2025

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Казьмина Ирина Сергеевна

Электронная почта: news@vedomosti.ru

Телефон: +7 495 956-34-58

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных