«Мы планируем удвоить производство в Калуге»
Яник Безар рассказывает, как концерн собирается удвоить выпуск автомобилей в России и чего ждет от возвращения бренда OpelГруппа PSA производит автомобили в России с 2010 г. Сначала это были легковые машины, теперь еще и легкие коммерческие автомобили. Машины выпускаются в режиме полного цикла: сварка, окраска, сборка – в Калуге на совместном c Mitsubishi заводе «ПСМА рус». Он способен производить до 125 000 автомобилей в год, под PSA зарезервировано 70% мощностей (пропорционально доле в СП). Но из-за невысоких продаж в стране они сильно недозагружены. В прошлом году автоконцерн смог продать в России только 9224 легковых и легких коммерческих автомобиля – это 0,5% рынка, а, например, в рекордном для страны 2012 году – более 77 000 шт.
Тем временем российские власти все больше ужесточают требования по локализации автомобилей для доступа к мерам господдержки – программам стимулирования спроса, госзакупкам, компенсации части расходов при уплате утилизационного сбора, ввозе автокомпонентов, экспорте машин и компонентов и проч. Раньше нужно было иметь соглашения о промсборке, теперь – специальные инвестконтракты (хотя формально они гарантируют только стабильные налоговые условия, региональные льготы). Базовые условия у инвестконтрактов в автопроме одинаковые – сейчас это инвестиции не менее 750 млн руб., срок действия – не более 10 лет и проч., а наполнение, касающееся обязательств по увеличению локализации, индивидуальное. После того как компания подает заявку, начинается торг: чиновники могут потребовать увеличить число операций, выполняемых в России. Так произошло и с PSA. В итоге концерн согласился локализовать в России не только двигатели, но и коробки передач. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал Яник Безар, исполнительный вице-президент группы PSA. Россия по-прежнему важна для концерна, поясняет он. По его словам, локализация, а также возвращение на рынок бренда Opel поможет сделать бизнес группы в России устойчиво прибыльным и удвоить здесь производство автомобилей.
– В 2018 г. мы прогнозировали, что в 2019 г. рост составит 5% при общем рынке 1,89 млн машин. Это был наш внутренний прогноз. Причина текущего падения рынка в России пока для меня не совсем ясна.
– Мы рассматриваем две основные причины. Первая – это рост самого емкого в России B-сегмента, в котором мы практически не представлены. Второй по величине сегмент – SUV (кроссоверы, внедорожники) развивается прежде всего за счет бюджетных автомобилей. У нас же в этом сегменте нет дешевых моделей – только средне- и высокоценовые.
– Мы скорректировали внутренний прогноз: ожидаем, что рост рынка по итогам 2019 г. составит 3%. Наша цель, естественно, продать больше, чем в прошлом году.
– Просто больше.
– Менее 10%.
Opel возвращается
Яник Безар
– Могу подтвердить, что Opel вернется в Россию в этом году. Продажи начнутся до конца года. Мы знаем, насколько этот немецкий бренд любим в России, и рассчитываем на позитивный отклик. Продажи Opel в России доходили до 100 000 машин в год, в стране эксплуатируется более 500 000 машин этой марки возрастом до 10 лет.
– На данный момент мы не установили конечную цель. Мы разработали стратегию развития, суть которой – поступательный рост прибыльности. Мы не заинтересованы в большой доле на рынке, если это принесет нам убытки. Соответственно, доля на рынке будет балансом между объемами продаж и доходностью.
– В долгосрочной перспективе доля Opel может составлять в районе 1%. Но я бы не стал называть точных дат.
– Мы пока в процессе выбора дилеров. Прежде всего нам интересны те компании, которые работали с Opel перед его уходом и продолжали заниматься сервисным обслуживанием машин в последующие годы. Они многое сделали для бренда, поэтому решили дать им приоритет. И мы получили десятки заявок. Отбор планируем завершить к августу.
– Нет.
– В первой волне будет 15 дилеров. В дальнейшем постепенно увеличим их число до 40.
– Мы выбрали современные автомобили для синергии с остальными моделями. В этих моделях используются схожие технологии, двигатели, автокомпоненты, что важно для сервисного обслуживания.
– Слишком рано об этом заявлять.
– Не хочу называть конкретные бренды. Но поскольку в портфеле группы PSA это немецкий бренд, конкурировать он будет с другими немецкими марками.
Peugeot S.A. (Groupe PSA)
Автомобильный холдинг
Акционеры (данные компании на 31 декабря 2018 г.): семья Пежо – 12,23% капитала (голосующая доля – 19,5%), китайская Dongfeng Motor и правительство Франции – по 12,23% (19,5%), у сотрудников компании – 1,92% (2,56%), казначейские акции – 1,25%, остальное – в свободном обращении.
Капитализация – 18,3 млрд евро.
Финансовые показатели (2018 г.):
выручка – 74 млрд евро,
чистая прибыль – 2,8 млрд евро.
Продажи (2018 г.):
в мире – 3,9 млн,
в России – 9224 автомобиля.
Производит автомобили под брендами Peugeot, Citroen, DS, Opel/Vauxhall.
– На данный момент решения о локальном производстве Grandland X нет, поэтому будем его импортировать из Германии.
– Могу лишь сказать, что планируем ежегодно добавлять по 1–2 новые модели.
– Часть моделей будет выпускаться в Калуге, часть – импортироваться.
Госсубсидии за баллы
– Последние 2–3 года рентабельность колеблется в районе нуля. Конечно, мы этим не сильно довольны. (Улыбается.) Мы знаем, что делать, для того чтобы быть прибыльным в России. Для этого нужно прежде всего наращивать уровень локализации автомобилей. Свои предложения мы внесли в заявку на заключение специального инвестиционного контракта с российским правительством.
– В основное производство было вложено более 500 млн евро. В течение прошлого года мы запустили в Калуге производство четырех моделей на новой платформе – легких коммерческих автомобилей Peugeot Expert, Peugeot Traveller, Citroen Jumpy и Citroen SpaceTourer. Инвестиции в проект составили около 75 млн евро.
– Завод в Калуге выполняет все базовые операции – мы делаем сварку, окраску, сборку, используем российскую штамповку. Локализация LCV составляет 40%, без добавленной стоимости. Такой же уровень и у легковых моделей. С каждым новым проектом локализация увеличивается – с появлением первых моделей Opel она составит около 50%.
– Не могу раскрыть инвестиции – заявка пока на рассмотрении. Но поясню суть. Мы планируем расширить модельный ряд автомобилей, выпускаемых в Калуге. Мы уже упомянули Opel. Также планируем запуск производства полноприводных версий Peugeot Expert, Peugeot Traveller, Citroen Jumpy и Citroen SpaceTourer, чтобы соответствовать российским реалиям. Планируем также инвестировать в новую платформу в Калуге. Мы локализуем производство двигателей. И мы говорим не только о сборке. Будет механическая обработка ключевых элементов – головки блока цилиндров, распределительного вала.
– С помощью локальных партнеров. У них мы будет закупать литье, а механическую обработку и сборку, возможно, будем делать сами. Дополнительно планируем заниматься технологическими операциями, связанными с коробкой передач. И с каждой новой моделью в Калуге локализация будет все выше. Кроме того, мы планируем удвоить объемы производства в Калуге.
– Они будут использоваться во всех моделях, выпускаемых группой PSA в Калуге. Мы выбрали модификации, которые подходят для этого.
– Если кратко. Установочная встреча [в Минпромторге] перед подачей заявки прошла в феврале 2019 г. Заявка была подана в апреле. До и после этого в процессе работы над заявкой прошел ряд встреч с федеральными министерствами и правительством Калужской области. Был позитивный обмен мнениями, который закончился принятием ряда обязательств. В качестве примера – включили операции по коробке передач.
– Не буду комментировать конкурентов. Да, мы знаем, что у нас небольшие объемы. Но мы внимательно изучили кейс по двигателям и коробкам передач и нашли способ с минимальными, ограниченными инвестициями реализовать эти операции.
– Объемы будут сопоставимы с производством в Калуге.
– Да, двигатели будем в том числе экспортировать. По коробкам передач такого решения пока не принято.
– Мы пока не так далеко ушли в расчетах. Мы в процессе анализа принятого решения, смотрим по каждой модели.
– Мы не удивлены и не встревожены – разработка этой системы была достаточно длительным процессом.
– Вы правы, подписание инвестконтракта до июля для нас чрезвычайно важно. Мы хотим быть глобальным игроком – присутствовать на основных мировых рынках, включая Россию, ожидая, что местный рынок превысит отметку в 2 млн машин в год. Для группы PSA важен российский рынок, поэтому мы готовы взять на себя обязательства.
– Мы достаточно много инвестировали в России, и для нас отсутствие инвестконтракта не вариант. Мы хотим здесь остаться и продолжать бизнес. И особенно важно – подчеркну, – оставаясь в России, быть прибыльным.
– Не могу комментировать стратегию Mitsubishi. Но, насколько я знаю, компания планирует оставаться в Калуге.
Восхитительная Россия
– Как я уже говорил, для группы PSA российский рынок – один из ключевых. Безусловно, Россия ставит вызовы. Но быть в России, управлять регионом [Евразия] – это восхитительно! Вы упомянули мою предыдущую позицию. Основываясь на своем опыте, в том числе в работе с поставщиками, убежден: мы можем многое сделать в вопросе локализации [в России]. И я вижу, как это сделать.
– Я бы не назвал качество проблемой. Уровень автомобилей, производимых в Калуге, соответствует глобальным стандартам. И этот уровень достигается в том числе за счет локальных поставщиков. Скорее слабость российских поставщиков – в сфере инжиниринга, у них здесь ограниченные возможности. И есть ряд продуктов, которые мы не можем найти в России.
– Например, системы помощи водителю, часть электронных блоков управления, контроллеров.
– Делю свое время между Москвой и Калугой, примерно в пропорции 80 на 20.
– Да, моя жена со мной. Мы обожаем жить в Москве!
– С удовольствие занялся бы каким-нибудь хобби, если было бы больше свободного времени. (Смеется.)
– Не вожу в России. В Европе в городах предпочитаю электрокары, а если нужно ехать далеко – кроссоверы.
– Citroen и DS.
– Пока нет. (Улыбается.)