Исполнительный вице-президент группы PSA: «Мы планируем удвоить производство в Калуге»

Яник Безар рассказывает, как концерн собирается удвоить выпуск автомобилей в России и чего ждет от возвращения бренда Opel
Яник Безар, исполнительный вице-президент, операционный директор региона Евразия группы PSA/ Максим Стулов / Ведомости

Группа PSA производит автомобили в России с 2010 г. Сначала это были легковые машины, теперь еще и легкие коммерческие автомобили. Машины выпускаются в режиме полного цикла: сварка, окраска, сборка – в Калуге на совместном c Mitsubishi заводе «ПСМА рус». Он способен производить до 125 000 автомобилей в год, под PSA зарезервировано 70% мощностей (пропорционально доле в СП). Но из-за невысоких продаж в стране они сильно недозагружены. В прошлом году автоконцерн смог продать в России только 9224 легковых и легких коммерческих автомобиля – это 0,5% рынка, а, например, в рекордном для страны 2012 году – более 77 000 шт.

Тем временем российские власти все больше ужесточают требования по локализации автомобилей для доступа к мерам господдержки – программам стимулирования спроса, госзакупкам, компенсации части расходов при уплате утилизационного сбора, ввозе автокомпонентов, экспорте машин и компонентов и проч. Раньше нужно было иметь соглашения о промсборке, теперь – специальные инвестконтракты (хотя формально они гарантируют только стабильные налоговые условия, региональные льготы). Базовые условия у инвестконтрактов в автопроме одинаковые – сейчас это инвестиции не менее 750 млн руб., срок действия – не более 10 лет и проч., а наполнение, касающееся обязательств по увеличению локализации, индивидуальное. После того как компания подает заявку, начинается торг: чиновники могут потребовать увеличить число операций, выполняемых в России. Так произошло и с PSA. В итоге концерн согласился локализовать в России не только двигатели, но и коробки передач. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал Яник Безар, исполнительный вице-президент группы PSA. Россия по-прежнему важна для концерна, поясняет он. По его словам, локализация, а также возвращение на рынок бренда Opel поможет сделать бизнес группы в России устойчиво прибыльным и удвоить здесь производство автомобилей.

– В 2017–2018 гг. российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей рос двузначными темпами, но сейчас сокращается – в первые пять месяцев продажи упали на 2,2%. В чем причины?

– В 2018 г. мы прогнозировали, что в 2019 г. рост составит 5% при общем рынке 1,89 млн машин. Это был наш внутренний прогноз. Причина текущего падения рынка в России пока для меня не совсем ясна.

– Продажи PSA в России в январе – мае упали сильнее, чем сократился рынок, – на 33,7%. Можете объяснить почему?

– Мы рассматриваем две основные причины. Первая – это рост самого емкого в России B-сегмента, в котором мы практически не представлены. Второй по величине сегмент – SUV (кроссоверы, внедорожники) развивается прежде всего за счет бюджетных автомобилей. У нас же в этом сегменте нет дешевых моделей – только средне- и высокоценовые.

– Какой у вас прогноз по году в целом – относительно рынка и ваших продаж?

– Мы скорректировали внутренний прогноз: ожидаем, что рост рынка по итогам 2019 г. составит 3%. Наша цель, естественно, продать больше, чем в прошлом году.

– А насколько больше?

– Просто больше.

– Но это двузначные цифры или менее 10%?

– Менее 10%.

Opel возвращается

– Вам поможет еще одна марка – вы возвращаете Opel, который ушел с российского рынка в 2015 г. Тогда он принадлежал General Motors, а в 2017 г. новым владельцем компании стала PSA. Вы анонсировали, что продажи Opel в России начнутся в IV квартале. Все в силе?

Яник Безар

исполнительный вице-президент, операционный директор региона Евразия группы PSA
Родился  в 1961 г. в Сен-Ло (Франция). Окончил Ecole Centrale Paris
1985
начал работать в группе PSA, занимал различные должности в отделах закупок, инженерии и качества производства в Европе
2007
старший вице-президент по закупкам, инженерии и качеству производства PSA в Латинской Америке
2010
исполнительный вице-президент по закупкам и качеству в мире, член исполнительного комитета группы PSA
2018
с июля исполнительный вице-президент группы PSA и операционный директор региона Евразия

– Могу подтвердить, что Opel вернется в Россию в этом году. Продажи начнутся до конца года. Мы знаем, насколько этот немецкий бренд любим в России, и рассчитываем на позитивный отклик. Продажи Opel в России доходили до 100 000 машин в год, в стране эксплуатируется более 500 000 машин этой марки возрастом до 10 лет.

– В 2012 г. доля Opel составляла почти 3%. На какую долю претендуете сейчас, в перспективе 5–10 лет?

– На данный момент мы не установили конечную цель. Мы разработали стратегию развития, суть которой – поступательный рост прибыльности. Мы не заинтересованы в большой доле на рынке, если это принесет нам убытки. Соответственно, доля на рынке будет балансом между объемами продаж и доходностью.

– Какие это могут быть пределы, на ваш взгляд?

– В долгосрочной перспективе доля Opel может составлять в районе 1%. Но я бы не стал называть точных дат.

– Сложно было найти дилеров для возобновления продаж Opel в России?

– Мы пока в процессе выбора дилеров. Прежде всего нам интересны те компании, которые работали с Opel перед его уходом и продолжали заниматься сервисным обслуживанием машин в последующие годы. Они многое сделали для бренда, поэтому решили дать им приоритет. И мы получили десятки заявок. Отбор планируем завершить к августу.

– Вы предлагаете тем, кто хочет быть дилером Opel, какие-то особые условия, отличные от других ваших марок? Например, повышенную дилерскую маржу, что-то еще?

– Нет.

– Сколько дилеров Opel в России будет на первом этапе? Какой будет дилерская сеть в перспективе?

– В первой волне будет 15 дилеров. В дальнейшем постепенно увеличим их число до 40.

– Сначала вы хотите вывести на российский рынок кроссовер Opel Grandland X, пассажирский микроавтобус Opel Zafira Life и коммерческий фургон Opel Vivaro Transporter. Почему выбраны именно эти модели?

– Мы выбрали современные автомобили для синергии с остальными моделями. В этих моделях используются схожие технологии, двигатели, автокомпоненты, что важно для сервисного обслуживания.

– Можете рассказать, какими будут цены, комплектации у этих моделей?

– Слишком рано об этом заявлять.

– Хорошо. Кого вы тогда видите в России конкурентами кроссовера Grandland X?

– Не хочу называть конкретные бренды. Но поскольку в портфеле группы PSA это немецкий бренд, конкурировать он будет с другими немецкими марками.

Peugeot S.A. (Groupe PSA)

Автомобильный холдинг
Акционеры (данные компании на 31 декабря 2018 г.): семья Пежо – 12,23% капитала (голосующая доля – 19,5%), китайская Dongfeng Motor и правительство Франции – по 12,23% (19,5%), у сотрудников компании – 1,92% (2,56%), казначейские акции – 1,25%, остальное – в свободном обращении.

Капитализация – 18,3 млрд евро.
Финансовые показатели (2018 г.):
выручка – 74 млрд евро,
чистая прибыль – 2,8 млрд евро.
Продажи (2018 г.):
в мире – 3,9 млн,
в России – 9224 автомобиля.
Производит автомобили под брендами Peugeot, Citroen, DS, Opel/Vauxhall.

– Вы сообщали, что Zafira Life и Vivaro Transporter будут выпускаться в Калуге на совместном с Mitsubishi автозаводе, а Grandland X – импортироваться. Обсуждается ли возможность его производства в России?

– На данный момент решения о локальном производстве Grandland X нет, поэтому будем его импортировать из Германии.

– Какие еще модели Opel хотите продавать в России?

– Могу лишь сказать, что планируем ежегодно добавлять по 1–2 новые модели.

– Они будут выпускаться в России?

– Часть моделей будет выпускаться в Калуге, часть – импортироваться.

Госсубсидии за баллы

– Вы сказали, что ваша главная цель – прибыльность. Рентабелен ли ваш текущий бизнес в России? Если нет, то когда планируете выйти в прибыль, за счет чего?

– Последние 2–3 года рентабельность колеблется в районе нуля. Конечно, мы этим не сильно довольны. (Улыбается.) Мы знаем, что делать, для того чтобы быть прибыльным в России. Для этого нужно прежде всего наращивать уровень локализации автомобилей. Свои предложения мы внесли в заявку на заключение специального инвестиционного контракта с российским правительством.

– Сколько вы уже инвестировали в проекты в России?

– В основное производство было вложено более 500 млн евро. В течение прошлого года мы запустили в Калуге производство четырех моделей на новой платформе – легких коммерческих автомобилей Peugeot Expert, Peugeot Traveller, Citroen Jumpy и Citroen SpaceTourer. Инвестиции в проект составили около 75 млн евро.

– А какой сейчас уровень локализации у ваших легковых и легких коммерческих автомобилей из Калуги?

– Завод в Калуге выполняет все базовые операции – мы делаем сварку, окраску, сборку, используем российскую штамповку. Локализация LCV составляет 40%, без добавленной стоимости. Такой же уровень и у легковых моделей. С каждым новым проектом локализация увеличивается – с появлением первых моделей Opel она составит около 50%.

– Сколько готовы вложить в ближайшие 10 лет в рамках специального инвестиционного контракта?

– Не могу раскрыть инвестиции – заявка пока на рассмотрении. Но поясню суть. Мы планируем расширить модельный ряд автомобилей, выпускаемых в Калуге. Мы уже упомянули Opel. Также планируем запуск производства полноприводных версий Peugeot Expert, Peugeot Traveller, Citroen Jumpy и Citroen SpaceTourer, чтобы соответствовать российским реалиям. Планируем также инвестировать в новую платформу в Калуге. Мы локализуем производство двигателей. И мы говорим не только о сборке. Будет механическая обработка ключевых элементов – головки блока цилиндров, распределительного вала.

– Самостоятельно или с привлечением партнера?

– С помощью локальных партнеров. У них мы будет закупать литье, а механическую обработку и сборку, возможно, будем делать сами. Дополнительно планируем заниматься технологическими операциями, связанными с коробкой передач. И с каждой новой моделью в Калуге локализация будет все выше. Кроме того, мы планируем удвоить объемы производства в Калуге.

– Двигатели и коробки передач, которые вы локализуете в России, будут использоваться в легковых автомобилях? Или в том числе в LCV?

– Они будут использоваться во всех моделях, выпускаемых группой PSA в Калуге. Мы выбрали модификации, которые подходят для этого.

– Министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что рассчитывает подписать инвестконтракт с вами до конца июня. Но при условии, если вы скорректируете поданную заявку с учетом пожеланий чиновников. Что именно они попросили изменить? Какие коррективы вы внесли или готовы внести, как при этом вырастут инвестиции?

– Если кратко. Установочная встреча [в Минпромторге] перед подачей заявки прошла в феврале 2019 г. Заявка была подана в апреле. До и после этого в процессе работы над заявкой прошел ряд встреч с федеральными министерствами и правительством Калужской области. Был позитивный обмен мнениями, который закончился принятием ряда обязательств. В качестве примера – включили операции по коробке передач.

– Гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович говорил нам в интервью в 2017 г., что для окупаемости производства коробок передач нужны продажи в 2 млн шт. в год. У производства двигателей требование для достижения прибыльности – 150 000–200 000 двигателей в год. Поэтому в свое время Volkswagen Group и решила строить моторный завод, а не коробок передач, чтобы подписать соглашение о промсборке. Почему вы решили помимо двигателей локализовать еще и производство коробок передач?

– Не буду комментировать конкурентов. Да, мы знаем, что у нас небольшие объемы. Но мы внимательно изучили кейс по двигателям и коробкам передач и нашли способ с минимальными, ограниченными инвестициями реализовать эти операции.

– Сколько вы хотите их выпускать?

– Объемы будут сопоставимы с производством в Калуге.

– Экспорт моторов и трансмиссий планируете?

– Да, двигатели будем в том числе экспортировать. По коробкам передач такого решения пока не принято.

– Российское правительство недавно утвердило новую систему допуска автопроизводителей к мерам господдержки. За операции и уровень локализации комплектующих, а также расходы на НИОКР будут начисляться баллы. Например, за сварку и окраску можно суммарно получить 900 баллов. Вы уже посчитали, сколько баллов сейчас могут набрать ваши автомобили, выпускаемые в России?

– Мы пока не так далеко ушли в расчетах. Мы в процессе анализа принятого решения, смотрим по каждой модели.

– Для доступа к госзакупкам и льготным займам производителям легковых автомобилей нужно уже сейчас иметь около 2000 баллов, а к 2025 г. – не менее 5800. Тем, кто имеет инвестконтракт, сроки достижения требуемой локализации будут увеличены. Но, в принципе, насколько реально, что вы за 10 лет сможете довести локализацию до 5800 балов? Вы не напугались этих цифр? Это уровень крупнейших отечественных автоконцернов – с учетом их локализации, расходов на НИОКР.

– Мы не удивлены и не встревожены – разработка этой системы была достаточно длительным процессом.

– Для инвестконтрактов, подписанных в автопроме после 1 июля, целевым уровнем для доступа к господдержке правительством определены уже 7000 балов (для 90% выпускаемых компанией машин в России). Сможете набрать столько баллов, если по какой-то причине не успеете подписать контракт до июля?

– Вы правы, подписание инвестконтракта до июля для нас чрезвычайно важно. Мы хотим быть глобальным игроком – присутствовать на основных мировых рынках, включая Россию, ожидая, что местный рынок превысит отметку в 2 млн машин в год. Для группы PSA важен российский рынок, поэтому мы готовы взять на себя обязательства.

– Предположим, вы не сможете подписать инвестконтракт. Готовы продолжать бизнес в России без доступа к мерам господдержки – компенсациям части утилизационного сбора, ввозных пошлин на комплектующие, субсидий по программам стимулирования спроса на рынке, поддержки экспортной логистики, госзакупкам и проч.?

– Мы достаточно много инвестировали в России, и для нас отсутствие инвестконтракта не вариант. Мы хотим здесь остаться и продолжать бизнес. И особенно важно – подчеркну, – оставаясь в России, быть прибыльным.

– Автоконцерн Mitsubishi не так давно стал членом альянса Renault-Nissan. Он же вошел в число привлеченных компаний в инвестконтракте, который подписал «АвтоВАЗ», контролируемый Renault. Предполагается ли уход Mitsubishi из вашего совместного предприятия в Калуге?

– Не могу комментировать стратегию Mitsubishi. Но, насколько я знаю, компания планирует оставаться в Калуге.

Восхитительная Россия

– Вы работаете в группе PSA с 1985 г. До назначения в московский офис в 2018 г. отвечали за повышение эффективности и покупательной способности продуктов группы. Чем вас заинтересовало предложение занять пост исполнительного вице-президента группы PSA и операционного директора в регионе Евразия?

– Как я уже говорил, для группы PSA российский рынок – один из ключевых. Безусловно, Россия ставит вызовы. Но быть в России, управлять регионом [Евразия] – это восхитительно! Вы упомянули мою предыдущую позицию. Основываясь на своем опыте, в том числе в работе с поставщиками, убежден: мы можем многое сделать в вопросе локализации [в России]. И я вижу, как это сделать.

– Кстати, какое впечатление на вас произвели российские производители автокомпонентов и качество их продукции?

– Я бы не назвал качество проблемой. Уровень автомобилей, производимых в Калуге, соответствует глобальным стандартам. И этот уровень достигается в том числе за счет локальных поставщиков. Скорее слабость российских поставщиков – в сфере инжиниринга, у них здесь ограниченные возможности. И есть ряд продуктов, которые мы не можем найти в России.

– Какие, например?

– Например, системы помощи водителю, часть электронных блоков управления, контроллеров.

– Где вы проводите больше времени – в Калуге, Москве, за рубежом?

– Делю свое время между Москвой и Калугой, примерно в пропорции 80 на 20.

– Семью перевезли в Россию?

– Да, моя жена со мной. Мы обожаем жить в Москве!

– Ваши хобби, увлечения?

– С удовольствие занялся бы каким-нибудь хобби, если было бы больше свободного времени. (Смеется.)

– На каких автомобилях передвигаетесь в Москве, Калуге? Водите машину сами?

– Не вожу в России. В Европе в городах предпочитаю электрокары, а если нужно ехать далеко – кроссоверы.

– Каких марок?

– Citroen и DS.

– А Opel?

– Пока нет. (Улыбается.)