«Возможно, дно мы увидим в начале 2016 года»
Гендиректор «Скания-Русь» Ханс Тарделль о перспективах российского рынка грузовых автомобилей и автобусов– Текущие продажи в России не позволяют нам организовать полномасштабное производство. Поэтому мы всегда рассчитывали на свои силы. Конкуренция сделала Scania очень сильной компанией. Как вы знаете, в Швеции есть еще один очень крупный игрок (Volvo Group. – «Ведомости»). И конкуренция двух таких сильных брендов закалила нас (улыбается).
Продажи шведской Scania в России падают сильнее рынка, но марка остается лидером среди европейских производителей грузовиков. Тем временем владелец марки – группа Volkswagen решила реорганизовать свой грузовой бизнес в России: местные производства грузовиков Scania и MAN (марка также входит в группу Volkswagen) будут объединены в Санкт-Петербурге на одной площадке – с 2016 г. машины обеих марок будет выпускать завод «МАН трак энд бас продакшн рус». Этот завод новее и к тому же имеет свои окрасочные мощности: проект обошелся в 25 млн евро в отличие от 10 млн евро, вложенных в создание производства для сборки грузовиков Scania.
На завод MAN до сентября 2016 г. будет перенесено все оборудование для выпуска Scania, находящееся в арендуемом сейчас компанией производственном корпусе; туда же переведут всех сотрудников завода – их около 60 человек, рассказал представитель компании. Мощность «МАН трак энд бас продакшн рус», которая останется прежней, бренды поделят пополам. Но при текущем спросе на грузовики в России даже этого много.
Возглавит объединенную производственную компанию нынешний директор завода «Скания-Питер» Ино Муберг. Ее название, структура владения пока не определены, но, скорее всего, это будет паритетное СП Scania и MAN, говорил источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон. После объединения заводов в России дистрибуторские компании обоих брендов сохранят самостоятельность, подчеркивает гендиректор одной из них, «Скания-Русь», Ханс Тарделль.
О том, как Scania ведет себя во время затяжного кризиса на российском рынке, что предлагает клиентам и как развивает сотрудничество со своим локальным партнером, группой ГАЗ, – Тарделль рассказал в интервью «Ведомостям».
– Когда в 2010 г. мы открывали завод «Скания-Питер», то планировали, что наши продажи в России будут на уровне 10 000 машин в год. Однако по разным причинам этого не было достигнуто. Так, в 2015 г. завод произведет около 300 единиц техники при мощности 7500 шт. в год. Примерно такие же объемы сейчас и на заводе MAN. Поэтому было принято решение об объединении этих площадок с целью сокращения производственных издержек. Реализация проекта займет примерно год.
– Это для нас не проблема: участок мы арендуем.
– Оно было ускорено текущей ситуацией на рынке. Но есть более фундаментальные причины, связанные с взаимодействием в рамках общего концерна, включая совместные с MAN разработки, закупки. Но хочу подчеркнуть особо: производственное объединение не затронет ни нашу ценовую политику, ни модельный ряд, предлагаемый российским потребителям.
– Нет, коммерческие операции обоих брендов останутся неизменными.
Слабый рубль подкосил рынок
– Основные европейские бренды уже присутствуют в России и уходить не собираются. Что касается азиатских производителей, то здесь ситуация разнородная: некоторым пришлось покинуть рынок, а присутствие тех, кто остался, небольшое. На этом фоне кто-то увеличил долю на рынке, кто-то – сократил. Наша доля выросла. Россия – сложная страна для утверждения присутствия на рынке, прежде всего из-за ее больших размеров. Когда клиент покупает такой высококачественный автомобиль, как Scania, то ожидает, что сможет получать поддержку, сервис от производителя везде, где бы он ни находился. Поэтому нужно иметь разветвленную дилерскую сеть по всей стране. И для нас поддержка клиентов – цель номер один. Я в России с 2004 г., и, когда я вступил в должность директора ООО «Скания-Русь» в 2009 г., у нас было 30 дилерских центров; к концу 2015 г. их число увеличится до 62.
– В этом году мы ожидаем продажи около 2100 единиц. Для сравнения: в прошлом году было зарегистрировано 5499 шт. Вот они – жестокие реалии сегодняшнего рынка коммерческой техники. Продажи европейских брендов упали более чем на 60%, в целом рынок сократился на 50%.
– Да, в первую очередь это девальвация рубля, которая делает для покупателей более сложным выбор европейской техники.
– Примерно на уровне девальвации. Продаем мы, конечно, в рублях. Но основное производство расположено в Европе, большая часть техники импортируется.
– Покупая технику Scania, наш потребитель, как ни странно, экономит – из-за меньших затрат на топливо, сервисное обслуживание, из-за высокой остаточной стоимости машин. С учетом усилившегося кризиса на рынке в 2015 г. мы предложили в России новое пакетное, комплексное предложение, позволяющее получить дополнительные услуги – лизинг, сервисное обслуживание, систему управления парком, обучение водителей и проч. – по более низкой цене, чем если бы эти опции использовались отдельно.
– Мы не проводим сокращений, и не думаю, что они произойдут в связи с этим проектом. Сейчас непростое время для всех – и для производителей техники, и еще сложнее приходится дилерам. Но больше всего страдают покупатели, поэтому все наши усилия сконцентрированы на их поддержке.
Объемы мешают локализации
– Мы давно занимаемся вопросами локализации – начиная с того времени, как открыли в Санкт-Петербурге завод автобусов (позже их выпуск прекратился. – «Ведомости»). Уровень локализации тогда был достаточно высоким – около 30%. И когда мы начали производство грузовиков, у нас была образована команда, которая целенаправленно занималась поиском поставщиков автокомпонентов в России. Этим продолжила заниматься совместная команда Scania и MAN. К сожалению, за все это время было немного случаев успешных поисков локальных поставщиков. Но работа продолжается. Проблема – в качестве компонентов, выпускаемых в России, а также в небольших объемах, которые мы можем заказать у российских поставщиков.
– В настоящее время мы такую возможность не рассматриваем. Опять же вопрос в объемах – как нашего производства в России, так и текущего спроса на рынке. Но мы верим в российский рынок, мы уверены, что он восстановится. И как только у нас будут продажи на уровне 10 000 единиц в год, мы наверняка снова вернемся к вопросу организации выпуска кабин в России.
– Когда мы открывали завод в 2010 г., то рассчитывали выйти на 10 000 в год в 2016–2017 гг. Но проблемы, возникшие в российской и глобальной экономике, перечеркнули эти планы. Я предполагал, что рынок в 2015 г. будет больше, чем сейчас. Но снижение цен на нефть больно ударило по российской валюте и экономике в целом, негативно отразилось на отрасли и нашей компании в частности. И честно говоря, я не думаю, что в следующем, 2016 году нефть вернется на приемлемые уровни. Впрочем, как и другие сырьевые товары. Поэтому я ожидаю, что объем рынка в 2016 г. сохранится в пределах текущего года. Я рассчитывал, что рынок нащупает дно в начале IV квартала текущего года, но пока это не просматривается. Возможно, дно мы увидим в начале 2016 г. Я на это надеюсь.
«Скания-Русь»
100%-ная «дочка» Scania, образована в 1998 г. импорт и дистрибуция грузовиков, автобусов, компонентов Scania.
В январе – августе 2015 г. в России было зарегистрировано 1648 новых грузовиков Scania (падение на 58,2% по сравнению с январем – августом 2014 г.), общее число регистраций, по данным «автостата», сократилось на 45,4%.
– Конечно. Наши локальные поставщики получают статус глобальных поставщиков Scania. Кроме того, мы ведем переговоры с нашими глобальными поставщиками из других стран, с тем чтобы они организовали производство в России – для поставок нам и нашим конкурентам, опять же для формирования нужных объемов.
– Нет, сейчас мы не экспортируем технику, выпускаемую в Санкт-Петербурге. Завод открывался для нужд российского рынка. Но возможны поставки для стран [Евразийского экономического] союза. Опыт экспорта из России у нас есть – мы отправляли за рубеж выпускаемые здесь автобусы.
Шведская закалка
– Да, и как раз по этому направлению мы хотим усилить сотрудничество с группой ГАЗ. Оно продолжается уже несколько лет и достаточно успешно. В частности, это подтверждает наш совместный проект поставки более 700 автобусов на шасси Scania для транспортных нужд Олимпийских игр в Сочи. Мы считаем очень важным соединить нашу экспертизу по производству ряда компонентов для автобусов с экспертизой группы ГАЗ – очень сильного локального игрока – с их знанием местного рынка.
– В этом году в связи с общим сокращением рынка наши поставки шасси в адрес группы ГАЗ, естественно, тоже сократились. Не могу назвать цифры, но мы убеждены в том, что в дальнейшем объемы увеличатся. Мы разрабатываем для российского рынка новые продукты, в частности, очень плотно занимаемся шасси с газовыми двигателями.
– Не могу обнародовать цифры. Но мы верим в этот рынок – как газовых автобусов, так и газомоторных грузовиков.
– Нет, мы никогда не обращались за господдержкой.
– Этот вопрос пока не обсуждался.
– Мы в основном продаем свои машины частным заказчикам. Возвращаясь к сотрудничеству с группой ГАЗ: мы уделяем очень большое внимание нашей кооперации в выпуске совместной продукции и дальнейшей локализации. В 2016 г. мы планируем запустить продажи автобусов «ЛиАЗ» на шасси Scania через нашу дилерскую сеть – сначала в России, а в перспективе рассмотрим возможность экспорта.
Перспективные гибриды
– Да, безусловно, у Scania есть гибридные машины, совмещающие дизельный и электрический двигатели. И мы считаем, что это направление перспективно.
– Я не считаю российский рынок особенным. Все, что возможно в Европе, возможно и здесь. Тема выпуска техники с автономным управлением абсолютно актуальна, в том числе для России. Единственное – это будет внедрено здесь немного позже, чем в Европе, поскольку такие технологии требуют больших инвестиций. Scania тоже в этом участвует: совместно с шведским Королевским технологическим институтом мы создали лабораторию перспективных технологий в области транспорта, реализующую проекты в том числе и в области автономного управления.