Фердинанд Пьех: «Это конец великой эпохи»

Фердинанд Пьех – человек, сделавший VW Group крупнейшим автопроизводителем Европы, и создатель ее культовых автомобилей в субботу был изгнан из компании
Nigel Trebli
Nigel Trebli / AP

«Для Фердинанда Пьеха все люди делятся на две части: которые умеют конструировать автомобили и которые не умеют» – такую оценку Пьеху дал основатель Swatch Group Николас Хайек после того, как Пьех в 1993 г. обошел в аппаратных интригах Даниэля Гедеверта, считавшегося главным претендентом на пост предправления Volkswagen, и возглавил компанию. После чего отменил договоренности Хайека и Гедеверта о создании нового автомобиля, заявив, что Гедеверт некомпетентен, так как никогда не конструировал машины. (Позже из того проекта родится Smart.) В той ситуации проявился весь Пьех: жесткий, бескомпромиссный, всегда уверенный в том, что он делает, и готовый на все ради достижения своих целей.

Крах титана

Пьех не без оснований считал себя непотопляемым. Внук «отца» Volkswagen и Porsche Фердинанда Порше, в свою очередь создавший новые культовые модели – Porsche 917, Bugatti Veyron, один крупнейших акционеров компании, который вывел VW в число трех главных автоконцернов на планете, Пьех без страха вступал в корпоративные войны, если ему казалось, что топ-менеджеры группы недостаточно к нему прислушиваются и ведут компанию не туда. И всегда во все периоды свой управленческой карьеры одерживал победы. Над гендиректором МАN Стефеном Якоби (тому пришлось уйти, а VW получил контрольный пакет MAN). Над гендиректором VW AG Берндтом Пишецридером, которому тоже пришлось оставить свой пост ради протеже Пьеха Мартина Винтеркорна. Над влиятельным президентом Porsche Венделином Видекингом, которому покровительствовал кузен Пьеха и другой крупнейший акционер VW – Вольфганг Порше. (Семьи Пьех и Порше совместно владеют 51% голосующих акций Volkswagen AG, вторым крупным акционером является федеральная земля Нижняя Саксония, у которой 20%, – на ее землях расположены основные заводы VW.)

Пьех любил повторять: «Много людей хотело моего ухода, но ни одному этого не удалось». Но, потребовав в этом году замены Винтеркорна на гендиректора Porsche Маттиаса Мюллера – Пьех ставил первому в вину неудачи группы в США и недостаточно быстрое сокращение издержек, – он, как выяснилось, восстановил против себя всех влиятельных лиц в VW. Экстренно собравшийся 24 апреля исполнительный комитет наблюдательного совета VW AG проголосовал за немедленную отставку Пьеха (а также его жены Урсулы, которую Пьех продвинул в наблюдательный совет компании в 2012 г.) со всех постов. За отставку 78-летнего Пьеха проголосовали все члены исполнительного комитета VW AG (за исключением его самого): премьер-министр Нижней Саксонии Стефан Вейль, Вольфганг Порше, руководители профсоюза VW Берндт Остерлох и Стефан Вольф и бывший глава профсоюза IG Metall Бертольд Хубер. Последний возглавит наблюдательный комитет до годового собрания акционеров VW AG, запланированного на 5 мая.

Конструктор до мозга костей

В начале своей карьеры, когда Пьех непосредственно конструировал машины, он привнес множество инноваций в производство автомобилей, пишет WSJ. Пьех – до мозга костей инженер: он сначала создает новую модель, а потом проверяет, насколько она соответствует запросам рынка, пишет FT.

Наследство Пьеха

Еще в 2010 г. Пьех изменил условия распоряжения его акциями после смерти. По данным журнала Focus, для продажи акций Porsche после его смерти необходимо будет согласие исполнительного совета и консультативного совета фонда, а также голоса минимум 9 из 12 его детей. Другим условием стало, что жена Урсула сможет сохранить наследство при условии, если не вступит в новый брак после смерти мужа.

Пьех родился в Вене, в 1962 г. окончил Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха по специальности «инженер», дипломная работа Пьеха была посвящена разработке двигателя для «Формулы-1». В 1963–1972 гг. – инженер, затем технический директор Porsche KG. В конце 60-х гг. Пьех подтолкнул развитие проекта Porsche 917, который в случае провала мог привести компанию к краху, но в итоге стал один из самых успешных гоночных автомобилей 70-х гг. Именно Porsche 917 принес марке победу в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1970 г.

В 1972–1992 гг. Пьех работал в Audi руководителем группы специальных проектов, менеджером технической разработки в ингольштадтском подразделении, членом правления, заместителем, затем председателем правления. Под его руководством появились и стали популярны Audi Quattro. В числе заслуг Пьеха – использование легких алюминиевых компонентов в производстве автомобилей, которые легли в основу принципов Audi и позволили ей превратиться во второй по популярности люксовый автомобильный бренд мира.

Председателем правления и председателем наблюдательного совета Volkswagen он стал в 1993 г. В 1998 г. Volkswagen поглотил Bugatti, а знаменитый 16-цилиндровый Bugatti Veyron, развивающий скорость 407 км/ч, обязан своим появлением именно Пьеху. Требование Пьеха разработать лимузин для марки Volkswagen было названо ошибочным – VW Phaeton продавался очень вяло, но разработанный с применением его технологий Bentley Continental Flying Spur способствовал возрождению британской марки.

Когда Пьех возглавил Volkswagen, компания была убыточной. Чтобы увеличить рентабельность, он первым делом сократил заработную плату и количество рабочих часов, а также начал рационализацию производства. Сотрудников сокращать нельзя, трудные времена пройдут, считал он: «Если вы увольняете людей, вы увольняете потребителей». За девять лет работы Пьеха 1 млрд евро убытков сменился на 2,6 млрд евро прибыли.

Инвесторы критиковали Пьеха за то, что некоторые покупки были слишком дорогостоящими, но рыночная стоимость компании Volkswagen выросла примерно в 15 раз (данные Bloomberg). За это время один из основных конкурентов – Toyota Motor выросла примерно в 5 раз, и GM обанкротилась и была вынуждена провести реструктуризацию.

«Пьех – одна из ключевых личностей в истории группы, – считает главный редактор «Авто бизнес ревю» Сергей Баранов. – При нем группа в 90-х и 2000-х гг. значительно укрепила свои позиции, в частности, в числе первых стала развивать СП в Китае. Сейчас модельный ряд группы VW охватывает все сегменты, а производственные мощности есть на всех крупнейших рынках сбыта. Все это позволяет группе претендовать на звание глобального лидера в автопроме».

Его инженерные успехи потрясающи, но знающие его коллеги называют безжалостным и жестким руководителем, пишет Hadenlsblatt. В последнее время ухода Пьеха хотели больше людей, чем отставки Винтеркорна. Согласно опросу институциональных инвесторов, проведенному компанией Evercore ISI, в апреле 80% респондентов заявили о том, что будут приветствовать смену председателя наблюдательного совета, 65% – о необходимости смены исполнительной власти компании.

Nigel Trebli

Славное 20-летие

«Это конец великой эпохи», – считает Стефан Бретцель, директора Center of Automotive Management, University of Applied Sciences в Бергиш-Гладбахе.

Члены наблюдательного совета VW заявили, что признают достижения Пьеха: его вклад в развитие Volkswagen был выдающимся. Но также заявили о том, что раскол является неприемлемой ситуацией для любой компании. «Мы глубоко сожалеем о том, как развивались события в последнее время, – заявил Вольфганг Порше, председатель Porsche Automobil Holding SE – холдинговой компании, у которой большинство голосующих акций VW. – Наша лояльность к Volkswagen Group и ее 600 000 сотрудников остается неизменной, мы осознаем свою ответственность как основного акционера».

Борьба за власть должна была быть остановлена тем или иным образом, убежден Бретцель. Если бы она продолжилась, это навредило бы еще больше, добавляет он.

Уход Пьеха – интересный поворот в бизнес-культуре Германии, когда борьба за власть и спор акционера с наемным менеджером закончилась триумфом последнего, считает профессор UCL Бернард Риегер .

Быстрое разрешение разногласий было в интересах всех инвесторов, заявил портфельный управляющий Union Investment Инго Шпайх (входит в 15 крупнейших акционеров Volkswagen без права голоса). По его словам, в Volkswagen многое зависит от двух человек – Пьеха и Винтеркорна, и, если между ними нет нормального взаимодействия, ничего хорошего это компании не несет. По данным источников Spiegel, Пьех еще на прошлой неделе просил гендиректора Porsche Маттиаса Мюллера быть готовым взять на себя управление Volkswagen. Учитывая возраст председателя наблюдательного совета и гендиректора, очевидно, шла дискуссия о преемственности, но это не должно происходить на публике, поскольку может навредить концерну, считает Шпайх.

Уход Пьеха представляет радикальный сдвиг в структуре управления Volkswagen и может означать, что последуют радикальные изменения в работе одного  из крупнейших в мире автопроизводителей, считает аналитик компании Kelly Blue Book Карл Брауэр.

Дело жизни

Пьеха рано списывать со счетов, считает Риегер, он все еще может оказывать влияние на компанию через свою долю. Пьех остается акционером VW (13,2%, стоимостью 1,7 млрд евро ($1,85 млрд) и по-прежнему будет иметь влияние в компании. «Каким оно будет, сказать сложно. Но вряд ли он добьется смены руководства в компании, учитывая, что совет не поддержал идею смены гендиректора концерна», – замечает Баранов. Пьех о своих планах пока не говорил. «Мы полагаем, что Пьех не хочет навредить Volkswagen, – ведь это дело всей его жизни», – надеется Хубер.

Volkswagen Group

Автоконцерн
Основные акционеры (на 31 декабря 2014 г.): Porsche Automobile Holding SE (50,73% голосующих акций), Земля Нижняя Саксония (20%), Quatar Holding (17%). Капитализация – 226,44 млрд евро. Финансовые показатели (2014 г.): выручка – 202,5 млрд евро, чистая прибыль – 11,1 млрд евро.

У Volkswagen сейчас девять брендов автомобилей, в прошлом году продано 10,2 млн автомобилей, выручка составила 202 млрд евро. В России Volkswagen – второй по величине игрок после альянса «АвтоВАЗ» – Renault-Nissan: в 2014 г. концерн продал в нашей стране 260 775 легковых и легких коммерческих автомобилей (минус 12,8%), заняв 10,5%-ную долю рынка (общие продажи в стране сократились на 10,3%), гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. У группы VW в России есть завод полного цикла мощностью 225 000 машин в год (в Калуге), часть машин выпускается по контрактной схеме на мощностях нижегородского ГАЗа. В этом году компания запустит в Калуге завод двигателей.

Volkswagen ведет гонку с General Motors и Toyota за звание крупнейшего мирового автопроизводителя, но, чтобы этого добиться, концерну надо укрепить позиции на рынках США и Бразилии и добиться увеличения прибыли, считает Брауэр. По рентабельности Volkswagen отстает от своих конкурентов, к тому же у компании есть проблемы с продажами в США и Бразилии и в Китае. На китайском рынке, который является главным источником прибыли, объем продаж снизился в I квартале. Нет никакой гарантии, что 2015 год будет успешным, признает член правления Volkswagen Кристиан Клинглер, который курирует глобальные продажи и маркетинг.

Отставка Пьеха произошла в трудное для Volkswagen время, когда компания ради повышения рентабельности пытается сократить расходы на основной бренд. Отставка фигуры такого уровня в критический момент будет нервировать акционеров, считает аналитик BNP Paribas Стюарт Пирсон. Но самое главное для Volkswagen сейчас – доказать, что приоритетом концерна являются эксплуатационные характеристики автомобиля на трассе, а не смена лиц в руководстве, убежден он.

В подготовке статьи участвовал Владимир Штанов, использованы материалы WSJ и FT

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"