Как запрет на экспорт бензина из России отразится на топливном рынке
Правительство принимает превентивные меры перед сезоном высокого спроса на моторное топливоПравительство России вводит запрет на экспорт бензина сроком на полгода с 1 марта 2024 г., сообщили «Ведомостям» в пресс-службе кабинета министров. Представитель кабмина уточнил, что соответствующий документ сейчас готовится.
Эмбарго на экспорт бензина, как и в 2023 г., не касается поставок согласованных объемов в страны ЕАЭС (помимо России включает Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию), а также Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. В документе для НПЗ также будет установлен обязательный норматив биржевых продаж на СПбМТСБ для дизтоплива на уровне 16% против нынешних 12,5% от общего объема выпуска, уточнили в правительстве.
Ранее РБК писал со ссылкой на источники, что с инициативой о блокировке экспорта бензина и повышении требований поставок на биржу дизеля в правительство обращался курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак.
Запрет на экспорт бензина – превентивная мера, призванная не допустить дефицита топлива на внутреннем рынке весной-летом, указывает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, сейчас на топливном рынке в России сложился хрупкий баланс спроса и предложения. По его оценкам, на экспорт отправляется порядка 10% от произведенного в стране топлива.
При этом по дизелю риска нехватки на внутреннем рынке нет, поскольку мощности по выпуску значительно превышают емкость внутреннего рынка, отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Доля экспорта этого вида топлива всегда превышала 40% от производства, а в некоторые годы переваливала за 50%, пояснил он.
Запрет на вывоз бензина был введен после ряда инцидентов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в начале 2024 г., в том числе связанных с атакой беспилотников. Самым серьезным из них стала остановка в начале января технологической установки на Нижегородском НПЗ «Лукойла» – одном из крупнейших в стране производителей высокооктановых бензинов (порядка 400 000 т в месяц). Компания сообщала о выходе из строя установки каткрекинга, не уточняя, что именно стало причиной. По данным Ростехнадзора, оборудование было остановлено из-за неисправности детали компрессора.
Компания не называла сроков ввода установки в эксплуатацию. Министр энергетики Николай Шульгинов сообщил 20 февраля, что внеплановый ремонт на Нижегородском НПЗ, а также восстановление Волгоградского НПЗ «Лукойла» продлится несколько месяцев. Источники «Ведомостей» говорили, что ремонт на заводе под Нижним Новгородом продлится в лучшем случае до лета (см. «Ведомости» от 21 февраля). Министр также отмечал, что из-за инцидентов на НПЗ переработка нефти в России с начала 2024 г. снизилась примерно на 7%, выпуск бензина пятого экологического класса – на 1,7-1,8%, а его экспорт – на 32%. По итогам года Шульгинов прогнозировал, что переработка нефти в России выйдет на уровень в 275 млн т (примерно на уровне 2023 г. – «Ведомости»), заложенный в прогнозе социально-экономического развития России на 2024 г.
По словам Юшкова, нехватки топлива на внутреннем рынка пока нет, наблюдается профицит отгрузок бензина. Это подтверждают данные Neft Research, согласно которым с начала года поставки бензина Аи-95 на внутренний рынок выросли на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. и составили 47 500 т/сутки. При этом экспорт бензина этой марки за указанный период снизился на 22% до 22 400 т/сутки. «Лукойл» после аварии на Нижегородском НПЗ вынужден перенаправить топливо на внутренний рынок, чтобы обеспечить собственную сеть АЗС.
Запрет на экспорт бензина с 1 марта, то есть до начала сезона высокого спроса на топливо, позволит компаниям накопить запасы на нефтебазах и уже с них поставлять бензин на АЗС, а не с самих НПЗ, поясняют аналитики Neft Research. Эта мера, по мнению Юшкова, должна сгладить негативные эффекты на фоне весеннего роста спроса на топливо и не допустить всплеска оптовых цен, как это было в августе – сентябре 2023 г.
По данным биржи СПбМТСБ, оптовые цены на бензин Аи-92 на фоне новостей о запрете экспорта упали на 3,3% к цене закрытия предыдущей сессии до 47 774 руб./т. Но стоимость Аи-95 продолжила расти – на 0,3% до 58 018 руб./т. С начала года оптовые цены на бензин прибавили 21,5% и 37% соответственно. При этом котировки дизтоплива сменили тренд на повышение и пошли вниз. Летний дизель подешевел 27 февраля на 1,4% до 58 773 руб./т, межсезонное ДТ – на 3% до 57 792 руб., а зимнее – на 0,2% до 59 711 руб.
Антироссийские санкции, запрещающие поставки иностранного оборудования для переработки нефти в Россию, повышают вероятность внеплановых ремонтов на ключевых НПЗ страны, а также риски дефицита бензина на внутреннем рынке, предупреждает Родионов. При этом установка деталей от сторонних производителей, по его мнению, «с высокой вероятностью» снизит эффективность работы оборудования на НПЗ, поэтому в долгосрочной перспективе нивелировать этот риск можно только с помощью вывода отрасли нефтепереработки из-под ограничений.
В 2023 г. правительство РФ уже прибегало к блокировке экспорта нефтепродуктов для борьбы с топливным кризисом на внутреннем рынке. Одной из причин тогда называлась активизация так называемых «серых экспортеров» – компаний, закупающих топливо на бирже и продающих его за границу. На стоимость горючего в опте также негативно влияли планы Минфина по сокращению в 2 раза выплат по топливному демпферу. В течение лета, когда биржевые цены на бензин и дизель росли, кабмин обсуждал различные способы стабилизации рынка, однако ввел их лишь в конце сентября, когда котировки бензина и дизтоплива уже превысили 70 000 руб./т. Временный запрет на экспорт действовал с 21 сентября прошлого года.
Но уже в начале октября, когда цены на бирже начали снижаться, правительство разрешило экспорт дизтоплива, который поставляется в морские порты по трубопроводам, если НПЗ поставляет более 50% продукции на внутренний рынок. Также правительство ввело заградительную пошлину в 50 000 руб./т для серых экспортеров, восстановило выплаты по демпферу в полном объеме и увеличило норматив продаж нефтепродуктов на бирже. Для бензина он вырос на 2 п. п. до 15% от общего объема производства, по дизелю – на 3 п. п. до 12,5%. С середины ноября был снят запрет на экспорт бензина, с 22 ноября – летнего дизеля, но сохранен для зимнего дизтоплива.
«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и крупнейшим российским нефтеперерабатывающим компаниям.