Проезд по трассе М-12 «Восток» на легковой машине обойдется почти в 4500 рублей

Путин открыл дорогу от Москвы до Казани
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Президент России Владимир Путин по видеосвязи принял участие в церемонии открытия автодороги М-12 «Восток» от Москвы до Казани. Трансляция шла в Telegram-канале Кремля. «С богом! Разрешаю», – ответил он на просьбу вице-премьера Марата Хуснуллина разрешить открытие дороги до Казани. Трасса проходит по территории пяти регионов – Московской, Владимирской и Нижегородской областей, Татарии и Чувашии. 

Президент заявил, что в числе приоритетов остается дальнейшее продление трассы до Екатеринбурга и Тюмени. Кроме того, будут построены обходы Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерово, Канска. Путин подчеркнул, что открывающиеся участки должны быть благоустроены для комфортных поездок россиян. Он отметил, что впереди предстоит еще много работы, но нет сомнений, что все задачи будут выполнены.

Хуснуллин напомнил, что дорога М-12 «Восток» до Казани протяженностью 810 км была построена за три года. По его словам, объект подобного масштаба еще не строили в истории России в такие сжатые сроки. По данным госкомпании «Автодор», которая является организатором строительства, объект сдан в эксплуатацию на 7 месяцев раньше срока. 

Вице-премьер добавил, что утром 21 декабря из Москвы выехали участники автопробега, позже они поделятся своими впечатлениями от маршрута. Глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что уже успел проехать по трассе от Казани до Москвы. «Все на высшем уровне», – сказал он.

Максимально разрешенная скорость движения для легкового транспорта по новой четырехполосной дороге составляет 110 км/ч, следует из данных «Автодора». Это позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью почти в два раза – с 12 до 6,5 часа. К моменту запуска движения на трассе открыто 16 многофункциональных зон отдыха, позднее их количество будет увеличено до 34.

М-12 оснащена автоматизированной системой управления дорожным движением нового поколения и безбарьерной системой взимания платы «Свободный поток». Стоимость проезда от Москвы до Казани на легковой машине, по данным «Автодора», составит 4481 руб., еще 319 руб. придется заплатить в случае переезда на другой берег Волги по новому мосту. Скидка при использовании транспондера составляет до 15%.

По открытому в сентябре 2023 г. отрезку трассы от Москвы до Арзамаса в сутки проезжает около 15 000 автомобилей, подсчитал «Автодор». «В следующем году ожидается рост трафика в 1,5–2 раза. С момента запуска движения по М-12 совершено более 17,4 млн проездов», – говорится в сообщении госкомпании к открытию. 

Строительство автодороги, которое велось по госконтрактам силами крупнейших инфраструктурных подрядчиков страны, в итоге оказалось дороже изначально обозначенной суммы примерно в 1,5 раза. Так, еще два года назад Хуснуллин в интервью «Ведомостям» говорил, что объект обойдется дороже примерно на 200 млрд руб. относительно первичной оценки на уровне 623 млрд руб. Тогда это было связано с ростом цен на металл (на новой дороге 323 искусственных сооружения) и увеличением фонда оплаты труда строителям.

Позднее, в начале 2023 г., Счетная палата опубликовала итоги проверки расходования средств на проект, из которых следует, что сумма строительства выросла до примерно 910 млрд руб. Но после запуска движения на М-12 21 декабря глава «Автодора» Вячеслав Петушенко отметил, что общая стоимость объекта составила менее 900 млрд руб., или чуть более 1 млрд руб. на 1 км (его слова передал ТАСС). 

В 2024 г. строительство М-12 будет продолжено на восток и должно дойти до Екатеринбурга, а в перспективе – до Тюмени. Соответствующее постановление премьер Михаил Мишустин подписал 2 ноября 2023 г. Трасса до Екатеринбурга частично пройдет по существующей дорожной сети, новый участок – от города Дюртюли в Башкирии до поселка Ачит в Свердловской области протяженностью 275 км. На его строительство правительство выделило 260 млрд руб. 

Текущая средняя оценка стоимости строительства 1 км однополосной дороги составляет от 120 млн до 150 млн руб., говорит научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Учитывая, что количество полос на объекте варьируется от 4 до 6 у обходов городов, то это не менее 600-800 млн руб. за километр, отмечает он. По словам Блинкина, удорожание происходит также за счет существенного удельного веса искусственных сооружений в общем объеме строительства, и особенно – внеклассных мостов. «Да, итоговая стоимость достаточно высока, но в этом нет ничего выдающегося, все в соответствии с мировой практикой», – говорит эксперт.