Правительство и автопром разошлись в оценках развития отрасли на 2023 год

Минпромторг ждет выпуска в России 470 000 легковых машин, а сами автоконцерны – не менее 520 000
Уровень неопределенности на российском авторынке в 2023 г. будет очень высоким/ Антон Новодережкин / ТАСС

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2023 г. составят 960 000 единиц, 470 000 из которых будет приходиться на локальное производство. Такие данные приводятся в новой стратегии развития автопрома до 2035 г., которую изучили «Ведомости». Документ был принят по распоряжению правительства от 28 декабря 2022 г.

В минувшем году продажи новых легковых машин в России упали на 59% из-за СВО на Украине и последовавшего логистического кризиса. Всего было продано 626 300 автомобилей, следует из данных «Автостата» на основе выдач электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). Таким образом, стратегия предполагает рост этого сегмента рынка на 53% в 2023 г. Это выше оптимистичного прогноза «Автостата», который предполагает увеличение продаж на четверть до 780 000 машин. В базовом сценарии аналитики агентства видят возможным рост рынка на 4% (650 000 единиц), а в негативном – снижение на 12% (550 000).

Для сравнения, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), которая считает вместе продажи новых легковых и легких коммерческих машин на основе данных от производителей и импортеров, предполагает рост рынка в 2023 г. на 12% до 770 000 единиц.

Достижение обозначенных результатов продаж в 2023 г. более чем наполовину зависит от импорта, следует из стратегии. На него, согласно документу, будет приходиться 490 000 реализованных в этом году легковых машин. Это в 2,5 раза больше, чем было ввезено в страну в 2022 г. По данным «Автостата», за прошлый год в России было продано лишь 192 100 импортированных машин, на 19% меньше, чем в 2021 г. В структуре рынка легковых машин на декабрь 2022 г. 29% продаж приходилось на импортные модели, еще 12% – на завезенные без разрешения правообладателя (параллельный импорт).

Вместе с тем основной целью новой отраслевой стратегии заявлено удовлетворение потребности российского рынка в высоколокализованной (не менее 80%) продукции, произведенной на территории России, а также обеспечение технологического суверенитета российского автопрома.

В стратегии заложили на 2023 г. даже меньший объем локального производства, чем планы, которые были публично объявлены автоконцернами. Один только «АвтоВАЗ» планирует выпустить в этом году 400 000 автомобилей. Еще 50 000 должно сойти с конвейера «Москвича», обещал мэр Москвы Сергей Собянин. Липецкий «Моторинвест» соберет 10 000 электрокаров Evolute. Калининградский «Автотор» с новыми партнерами из КНР собирается произвести 50 000–70 000 машин, говорил «РИА Новости» председатель совета директоров холдинга Валерий Горбунов.

Совокупно это около 520 000 легковых автомобилей – и это без учета производства УАЗа и завода китайской Haval в Тульской области. Эти компании не раскрывали свои планы, их представители не ответили «Ведомостям» по существу. Для сравнения: в 2022 г. УАЗ выпустил 15 000 легковых машин, а Haval – 33 800, следует из данных «Автостата».

Большинство цифр в стратегии взято «очень экспертно», говорит источник «Ведомостей», знакомый с разработчиками документа. Он отмечает, что импорт легковых машин в этом году будет, скорее всего, больше, чем в предыдущем.

Представитель Минпромторга фактически признал в комментарии «Ведомостям», что оценка производства в России в 2023 г. могла быть ниже планов автоконцернов. «При разработке проекта стратегии учитывались планы предприятий, с учетом которых строится прогноз по российскому рынку и объемам производства, – пояснил он. – Учитывая, что в последнее время многие из автопроизводителей скорректировали планы по производству в сторону увеличения, прогнозы «Автостата» и АЕБ могут быть интерпретированы как пессимистичные». В комментарии также указано, что сейчас Минпромторг «не видит оснований для корректировки прогнозных значений по объему рынка автомобилей». Показатели, заметил собеседник, будут зависеть от «скорости адаптации отрасли к новым реалиям, создания новых логистических цепочек и вариативности ряда макроэкономических показателей».

Минпромторг впервые публиковал проект новой стратегии развития автопрома еще 18 августа 2022 г. Предполагалось, что он будет доработан с учетом мнения заинтересованных сторон. Месяцем позже Минэкономразвития рассмотрело проект и сочло его сырым («Ведомости» писали об этом 21 сентября). В стратегии очень мало конкретики по основным направлениям развития, а часть предложенных мер неэффективны, отмечал замминистра экономического развития Максим Колесников в письме в Минпромторг. «Ведомости» направили вопросы в Минэк.

Но независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что автозаводы не смогут выполнить заявленные планы по выпуску автотехники. Объем локального производства легковых машин в 2023 г. составит от 380 000 до 480 000 штук, импорт будет на уровне 100 000–150 000 машин, полагает он.

В минувшем году в России было выпущено 448 300 легковых автомобилей, следует из данных «Автостата». Гендиректор аналитического агентства Сергей Целиков в беседе с «Ведомостями» лишь отметил «крайне высокий» уровень неопределенности ситуации на российском авторынке в 2023 г.