Экспорт электромобилей из Китая показал рекорд благодаря поставкам в Европу

Конкурентоспособность европейского автопрома при этом падает
Для Китая очень важны успехи в индустрии электромобилей
Для Китая очень важны успехи в индустрии электромобилей / Aly Song / Reuters

Экспорт электромобилей из Китая в ноябре 2022 г. достиг рекордного уровня, в первую очередь благодаря европейскому спросу, пишет Bloomberg. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, в ноябре из Китая экспортировали электромобилей на $3,2 млрд, что на 165% больше, чем в тот же месяц 2021 г. Среди крупнейших импортеров – европейские страны, в частности Бельгия и Великобритания, на которые пришлось почти 70% поставок. Отмечается, что в последние два месяца (октябрь и ноябрь) экспорт электромобилей из КНР превышал половину от общего экспорта автомобилей из этой страны.

Успехи китайского автопрома фиксируются на фоне нарастающих проблем у европейских производителей. Как пишет 28 декабря германское издание Handelsblatt со ссылкой на исследование консалтингового агентства Beryls, европейскому автопрому грозит потеря конкурентоспособности, прежде всего из-за резкого роста цен на энергоносители. Отмечается, что их стоимость выросла и в Северной Америке, и в Китае, но меньше, чем в Европе.

Кроме того, европейские автопроизводители, включая Volkswagen и BMW, также предпочитают производить свою продукцию в Китае из-за недостатка производственных мощностей в своих странах. Увеличивает свое производство в КНР после весеннего спада из-за жестких локдаунов и американская Tesla, которая в ноябре 2022 г. отгрузила своим клиентам более 37 000 автомобилей из Китая.

Отчасти успехи китайского автопрома действительно связаны с проблемами европейского, говорит независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев. Огромное количество автокомпонентов, батареи и электрика производятся в Китае и Южной Корее, отмечает он. В Европе же аккумуляторы таких автомобилей практически не производят из-за вредности производства, остаются и проблемы с микрочипами. В результате европейцы столкнулись с тем, что не могут собрать нужный объем автомобилей из-за разрыва цепочек поставок и недостатка ряда компонентов, отмечает Бургазлиев.

Большое количество переменных издержек в 2022 г. стало зависеть от цен на энергоносители. Машины стали весьма дорогими и из-за этого производители в Европе тоже снизили объемы выпуска электромобилей, говорит эксперт. Китайцы сейчас выходят на передовые позиции в электромобильной индустрии, отмечает Бургазлиев. За прошедшие 10 лет они полностью научились быстро и дешево делать хорошие машины и сейчас сами готовы обучать европейцев техническим и производственным процедурам. Европейский потребитель все чаще задумывается, надо ли ему переплачивать за бренд или стоит взять что-то китайское, говорит аналитик.

Для Китая очень важны успехи в индустрии электромобилей. В этой стране существует госпрограмма, которая поощряет покупку электромобилей на внутреннем рынке, говорит завсектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин. Но важно и то, что китайцы пытаются сосредоточить всю технологическую цепочку по производству электромобилей внутри страны, что укладывается в программу модернизации экономики, добавляет он. В этом контексте увеличение экспорта китайских электромобилей идет на руку планам властей КНР.

При этом существует вероятность того, в будущем в ЕС примут защитные меры от китайских электромобилей, считает Бургазлиев. Но учитывая, что и Евросоюз, и Китай – члены ВТО, в этом плане могут возникнуть юридические сложности. В ВТО существует разделение субсидий на несколько уровней – зеленые, желтые и красные, из которых наказуемы лишь последние. Теоретически ЕС может ввести какой-то аналог утилизационного сбора. Но ввести защитные меры легко у ЕС не получится, это займет как минимум год-полтора, заключает эксперт.

Луконин сомневается, что Евросоюз прибегнет к защитным мерам: Китай держит в своих руках не только производственную цепочку, но и ресурсную базу. Более того, китайские компании участвуют в добыче необходимого для батарей лития по всему миру. И если ЕС наложит какие-то ограничения на китайские электромобили, то КНР может создать трудности в поставках литиевого сырья в Европу, заключает эксперт.