Китайский автоконцерн BAIC договаривается о сборке на «Автоторе»
Но проект столкнется с затратной логистикой и потребует средств на раскрутку брендаКитайский государственный автоконцерн BAIC (Beijing Automotive Industry Holding Co.) и российский «Автотор» договариваются о сборке машин в Калининграде. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника – консультант, работающий с китайским автопромом в России, и топ-менеджер одного из автозаводов на территории СНГ.
Один из собеседников утверждает, что стороны дошли до подписания соглашения. Второй отмечает, что BAIC не единственный концерн из КНР, с которым договаривается «Автотор» о возможности сборки автомобилей. Например, ведутся переговоры и с подразделениями Chery, говорит источник.
«Автотор» готовится к запуску производства автомобилей новых брендов и сотрудничает с несколькими новыми партнерами, которых в силу требований конфиденциальности мы пока назвать не можем», – сказал «Ведомостям» представитель компании.
BAIC – один из старейших автоконцернов Китая, основан в 1958 г. Входит в топ-10 автопроизводителей в КНР. Его грузовое подразделение Foton сотрудничает с группой ГАЗ по проекту среднетоннажного фургона «Валдай Next». В частности, на коммерческий автомобиль устанавливается кабина от китайского фургона Foton Ollin CTS.
«Автотор» после начала СВО постепенно лишился своих основных сборочных партнеров. Первым сдался BMW: уже в марте немецкий концерн прекратил экспорт в Россию и сборку на «Автоторе». Выпуск корейских Hyundai и Kia в Калининграде продолжался до октября. Производственные мощности «Автотора» позволяют выпускать 250 000 автомобилей в год.
В конце сентября основатель «Автотора» Владимир Щербаков объявил, что с октября начнется полная переналадка производства. По ее завершении будет запущен выпуск новых моделей автомобилей, «которые адаптированы к новым условиям развития России в целом и производства внутри страны», пояснял он. В 2023 г. «Автотор» планирует выпустить 50 000–70 000 автомобилей, говорил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. В 2021 г. компания выпустила 177 000 машин.
Кроме этого, «Автотор» планирует выпускать электромобили и двигатели для них, автомобили для малоподвижных граждан, мотоциклы и квадроциклы, говорил Щербаков. Выпуск электродвигателей и батарей для электрокаров предполагалось освоить вместе с «Росатомом», который недавно начал строительство собственного завода аккумуляторов на базе непостроенной Балтийской АЭС в регионе. Инвестиции в новые проекты «Автотора» составят более 5,7 млрд руб., пояснял основатель компании.
Положение «Автотора» осложняет дорогая логистика, говорит один из источников. По его словам, доставить на завод машинокомплект из Китая сейчас можно только морем, что обойдется в среднем в $3000. Вывоз собранной из этого комплекта машины в Санкт-Петербург – это еще $500, считает он.
Кроме того, остается неясным, кто возьмет на себя обязанности по дистрибуции легковых автомобилей китайской марки, продолжает собеседник. По его словам, у BAIC неплохая продуктовая линейка, но она незнакома российским потребителям. Это означает, что дистрибутору придется вложить $6–8 млн в раскрутку бренда в России, чтобы продавать до 20 000 автомобилей в год, рассчитал источник. Официально новые легковые модели BAIC в Россию не ввозились и в статистике автопродаж Ассоциации европейского бизнеса не отражены.
Наиболее вероятным вариантом для локализации в России собеседники «Ведомостей» называют среднеразмерный седан BAIC D50/U5. В Китае он предлагается с 1,5-литровым бензиновым мотором с турбонаддувом мощностью 150 л. с. либо с электродвигателем.
Машинами BAIC интересовался «Яндекс»: компания просила этого производителя, а также «АвтоВАЗ» и Chery помочь с поставками машин для лизинговых компаний, чтобы те смогли передать их таксопаркам – партнерам «Яндекс.Такси». Об этом писал Forbes в начале сентября. Один из таксопарков, работающих с «Яндексом», с 2021 г. в тестовом режиме эксплуатирует китайскую модель BAIC. Но пока IT-компании удалось договориться с производителями о квотах для партнерских таксопарков лишь на 10 000 машин до конца 2022 г. Вероятнее всего, в основном это будет продукция «АвтоВАЗа» и большой тройки китайских марок – Chery, Geely и Haval («Ведомости» писали об этом 27 октября).
Компания рассмотрит все варианты, которые устроят партнеров, сказал представитель «Яндекс.Такси». «Ведомости» направили вопросы в Минпромторг и штаб-квартиру BAIC.
По мере ухода привычных для россиян европейских, японских и корейских автомобильных марок будет появляться все больше неизвестных китайских наименований, говорит автоэксперт Владимир Беспалов. Ключевая задача для «Автотора», по его словам, найти подходящего партнера, который сможет вывести на рынок новый бренд и сделать правильное ценовое позиционирование, что поможет загрузить мощности предприятия.
Если модельная линейка BAIC в России будет укладываться в коридор цен от 1,6 млн до 3,5 млн руб., то, вероятно, она сможет найти своего покупателя, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.