Новые автомобили в России за девять месяцев 2022 года подорожали на 19%
Это больше, чем рост цен за весь прошлый годСредневзвешенная стоимость (с учетом доли рынка) нового легкового автомобиля в России по итогам девяти месяцев 2022 г. составила 2,29 млн руб., что на 19% больше, чем в конце 2021 г. Об этом говорится в сводке оперативной аналитики по авторынку за сентябрь, подготовленной агентством «Автостат» (есть у «Ведомостей»). Для сравнения: за весь прошлый год новые машины подорожали на 18% до 1,99 млн руб. за автомобиль.
Основной рост цен пришелся на январь – февраль 2022 г., это было продолжение начавшегося в 2021 г. дефицита из-за нехватки полупроводников, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. После марта спрос на автомобили встал и цены продолжали оставаться примерно на том же уровне.
Но за время спецоперации на Украине при крайне ограниченных поставках большинства иномарок со складов дилеров поменялась структура рынка, где теперь около 40% приходится на Lada и 30% в совокупности – на «китайцев», отмечает Удалов. Увеличение доли относительно недорогих машин (Lada) и сохранение сложной ситуации со спросом будут сдерживать цены до конца года, считает он.
По статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за три квартала 2022 г. продажи новых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 59,8% до 753 450 шт., в сентябре год к году – на 59,6% до 46 698 машин. Продажи Lada, по данным АЕБ, в сентябре 2022 г. выросли к тому же месяцу прошлого года на 20% до 20 641 шт. Спрос на наиболее популярные в России китайские автобренды стагнировал или рос. Например, Haval в сентябре этого года снизила продажи на 2% до 3430 машин, Geely – на 4% до 2501 шт., а спрос на новые Changan вырос на 74% до 789 автомобилей. Продажи прежних иностранных лидеров – корейских Kia и Hyundai – рухнули в прошлом месяце год к году на 81% до 3313 машин и на 71% до 3888 автомобилей соответственно.
По расчетам «Автостата», в сентябре цены незначительно – на 0,03% – снизились по отношению к августу, что не изменило общей картины. Выдачи автокредитов на новые машины в прошлом месяце сократились на 58% в денежном выражении и на 56% в штуках по сравнению с сентябрем 2021 г., подсчитало агентство. Доля купленных в кредит автомобилей за январь – август 2022 г. составила почти 38%. Абсолютных показателей в сводке не приводится.
Но еще сильнее, чем новые, подорожали за три квартала легковые автомобили с пробегом, следует из данных «Автостата». Рост в этой категории составил 59% до 1,19 млн руб. за штуку. В сентябре подержанные машины подорожали на 1% к августу.
На 59%
до 1,19 млн руб. выросла в сентябре в России средневзвешенная цена подержанного автомобиля по сравнению с концом 2021 г., следует из данных «Автостата»
Автомобили возрастом до семи лет выросли за девять месяцев в цене чуть меньше, чем остальные, – на 50% (2,27 млн руб. за машину), следует из данных «Автостата». В сентябре эти транспортные средства дешевели на 0,7% в месячном выражении. Рост цен в этом сегменте обусловлен дефицитом: свежих автомобилей нет, поскольку предложение новых машин крайне ограниченно, констатирует Удалов. Желающие быстро продать свой автомобиль и затем уехать из страны из-за частичной мобилизации способствовали небольшому снижению цен в сентябре, считает он.
Резкого снижения цен ждать не стоит, так как продолжается дефицит автомобилей – как новых, так и с пробегом, говорит представитель Ассоциации автодилеров. При этом сильно сузился круг представленных брендов, а следовательно, нет конкуренции, как ранее, отмечает он.
За девять месяцев 2022 г. средняя стоимость проданных автомобилей с пробегом выросла на 27%, говорит представитель автодилера «Рольф». Это связано с тем, что выкупаемые компанией автомобили «стали свежее и дороже». Раньше до 40% склада дилера составляли машины, принятые по trade-in в возрасте 5–7 лет, их стоимость была около 800 000 руб., объясняет собеседник. В этом году 95% склада «Рольфа» – это выкуп с улицы более дорогих машин (1,5–2 млн руб.) в возрасте до трех лет и с маленьким пробегом, отмечает представитель компании. По его мнению, эта ситуация похожа на то, что происходит на рынке в целом.
«Автомобиль в России для большого количества людей по-прежнему является одним из надежных способов сохранения сбережений. Мы видим, что цены на самый большой массовый сегмент стоимостью 1–1,5 млн руб. показывают стабильный рост на 8–10% в квартал», – говорит представитель «Рольфа».
Средняя цена нового автомобиля в продаже на «Авто.ру» по итогам октября составила 3,4 млн руб., что на 9% больше, чем в начале года, сказал «Ведомостям» представитель компании. Пик цен на новые машины приходился на апрель, тогда показатель достигал почти 4 млн руб., отмечает он. Подержанные автомобили на «Авто.ру» подорожали на 29% с начала года до 1,3 млн руб. за штуку.
«В условиях неопределенности многие откладывают крупные покупки, поэтому мы можем ожидать локальное снижение цен на автомобили с пробегом. Цены на новые автомобили, вероятнее всего, продолжат определяться дефицитом», – считает руководитель группы исследований и клиентской аналитики «Авто.ру» Алексей Муханов.
По данным портала Drom.ru, стоимость новых машин выросла за девять месяцев на 10% с 3 млн до 3,3 млн руб. Цены на новые автомобили сейчас устанавливает не рынок, а желание дилеров при низком спросе продать подороже то, что есть в наличии, отмечает представитель компании. Средняя стоимость подержанного автомобиля на 26 октября составила 939 000 руб. (+19%), продолжает он, добавляя, что после объявления частичной мобилизации в России снизился спрос и продавцы стали снижать цены.
«Очень сложно сказать, что будет со стоимостью автомобилей к концу года. Если спрос на подержанные машины продолжит снижаться, возможно, мы увидим корректировку вниз», – допускает представитель Drom.ru.