Санкции помешали Chery обосноваться на УАЗе

Китайский автоконцерн может начать сборку на другом предприятии «Соллерса» или выкупить сборочные мощности
Санкции помешали Chery обосноваться на УАЗе
Санкции помешали Chery обосноваться на УАЗе / Carlos Barria / REUTERS

Китайский автоконцерн Chery, у которого есть проект по локализации с «Соллерс авто» (в группу входит УАЗ), решил отказаться от идеи выпускать автомобили на площадке Ульяновского автозавода. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с планами компаний. Основной причиной, по их словам, стало попадание УАЗа в санкционный список ЕС в начале июня.

Chery может рассмотреть вариант локализации и на другой площадке «Соллерса», говорит один из источников «Ведомостей». У российской компании кроме УАЗа остались совместные предприятия с Ford в Елабуге и с Mazda во Владивостоке. Оба СП пока заморожены. При этом не ясно, каким образом китайский концерн в случае организации производства будет получать господдержку: все нынешние игроки рынка уже подписали специнвестконтракты (СПИК) и менять основного исполнителя по ним нельзя, констатирует собеседник.

Другой источник «Ведомостей» отмечает, что Chery рассматривает различные варианты для локализации производства в России, в том числе и без участия «Соллерс авто». В частности, китайский концерн может занять площадку какого-либо из западных автопроизводителей, если тот примет решение уйти, рассуждает он. Какой именно актив может рассматривать Chery, собеседнику неизвестно. Пока среди крупнейших инвесторов автопрома продать свой завод в Калуге захотел только Volkswagen («Ведомости» писали об этом 27 июля).

Скорее всего, локальная продукция Chery будет представлена в России не под основным брендом, говорит источник. Помимо собственно марки Chery у китайского концерна есть суббренды Exeed, Omoda и Jetour. Последние два пока не представлены на российском рынке, но отраслевые СМИ неоднократно писали о планах компании начать их продажи.

О совместном проекте «Соллерса» и Chery Automobile по локализации производства машин китайской марки на базе Ульяновского автозавода стало известно по итогам переговоров президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине 4 февраля. Тогда предполагалось, что между компаниями будет заключено стратегическое партнерство, которое будет включать в себя не только выпуск автомобилей, но и развитие новых технологий в области электротранспорта, перспективных модулей и материалов для автопрома. Конкретные параметры проекта стороны планировали зафиксировать до середины 2022 г.

Это не первая попытка Chery зайти со сборкой своих машин на российский рынок. В 2008–2009 гг. калининградский «Автотор» в экспериментальном режиме начал, по сути, отверточную сборку машин марки без глубокой локализации. Но «Автотору» пришлось свернуть проект. По неофициальной информации источников, близких к участникам рынка, к экспансии китайского автопрома в России тогда крайне осторожно относился Минпромторг. Позднее основной владелец «Автотора» Владимир Щербаков говорил, что с приходом других зарубежных автоконцернов на российский рынок позиция властей в отношении китайских брендов «стала более лояльной».

«Соллерс» в 2021 г. начал завершающий этап трехлетней реструктуризации УАЗа («Ведомости» писали об этом 19 ноября 2021 г.). Ключевой целью является концентрация в рамках компании активов и компетенций по модели, применяемой в мировом автопроме, объясняла компания. В периметр этих активов входят штамповка, сварка, окраска кузовов и сборка автомобилей. Реструктуризация была необходима для создания партнерства УАЗа с глобальным автоконцерном, объяснял «Ведомостям» источник, знакомый с планами «Соллерса». Название этого партнера тогда не упоминалось.

В первом полугодии 2022 г. Chery обогнала по продажам отечественный УАЗ, реализовав на российском рынке 11 147 автомобилей (-27%) против 9720 (-26%) внедорожников из Ульяновска, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Еще 4320 машин пришлось на суббренд китайского концерна Cheryexeed. Источник «Ведомостей» в одном из крупных региональных дилеров Chery говорит, что в последнее время компания «крайне неохотно» отгружает машины, занижая объем обещанных поставок примерно в 1,5 раза.

Российский рынок интересен для Chery: по потенциальной емкости он достаточно большой – до 2 млн автомобилей в год, сказал автоэксперт Владимир Беспалов. Сейчас многие зарубежные автоконцерны приостановили деятельность в России и это открывает возможности для реализации машин китайскими брендами, отмечает он. И если преимущества локализации производства в России перевесят санкционные риски, то этот проект будет интересен для Chery, уверен Беспалов. Площадки «Соллерса» выглядят наиболее подходящими с этой точки зрения, полагает он.

В России сейчас есть примерно шесть автозаводов, которые можно приобрести с большим дисконтом, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, для Chery сейчас принципиально то, что они смогут получить взамен на организацию выпуска автомобилей в РФ. Если это гарантии господдержки через заключение СПИКа, то это будет позитивный кейс для китайского концерна, считает эксперт. По его оценке, китайские марки в ближайшие 1,5–2 года займут до четверти российского авторынка.

«Ведомости» направили запросы в «Соллерс авто», Chery и Минпромторг.