Параллельный импорт не помог увеличить ввоз легковушек в Россию

В страну в рамках нового режима разрешили импортировать около 300 машин
Параллельный импорт не помог увеличить ввоз легковушек в Россию
Параллельный импорт не помог увеличить ввоз легковушек в Россию / Александр Демьянчук / ТАСС

Импорт легковых автомобилей в Россию по итогам июля составил 8016 шт., следует из данных аналитического агентства «Автостат» и системы «Электронный паспорт». В это число входят и новые машины, и автомобили с пробегом не старше трех лет. Июльский импорт в целом сопоставим с результатами июня (8256 автомобилей), но почти в 2 раза меньше, чем в начале года. В январе в Россию было ввезено 15 560 машин, в феврале – 21 395.

Правительство разрешило так называемый параллельный импорт, т. е. ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя, 30 марта 2022 г. В начале мая Минпромторг опубликовал перечень товаров, допущенных в этот режим. В него попали 50 автомобильных марок, преимущественно среднего, премиального и люксового сегментов, а также коммерческая техника. В основном это те производители, которые первыми заявили о приостановке поставок или производства в России после начала СВО на Украине.

Точно выделить из июльских данных количество машин, ввезенных в рамках параллельного импорта, невозможно, констатирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но он обращает внимание, что в топ-10 марок по объему импорта в Россию в июле почти нет тех, продукция которых попала в перечень параллельного импорта, составленный Минпромторгом.

В частности, лидером в июле стала корейская Hyundai (2734 машины), на 2-м месте – китайская Chery (2389). Далее с большим отрывом следуют Mitsubishi (454), Toyota (445) и китайская FAW (379). Во второй пятерке еще три китайских бренда – Geely (293), Exeed (суббренд Chery, 198 шт.), Great Wall (131), а также корейские Kia (89) и Genesis (266 машин). Только Toyota и Mitsubishi из перечня Минпромторга попали в топ-10 ввезенных в Россию машин в июле, причем их совокупная доля составляет лишь 11% от всего импорта.

Сейчас импорт, по словам Удалова, более чем на 80% состоит из машин китайских и корейских марок, не входящих в перечень Минпромторга. «На мой взгляд, параллельного импорта автомобилей пока практически нет, если не считать ввоз формально новых машин физлицами», – сказал он «Ведомостям». Но для ввоза машин физлицами разрешения Минпромторга не требуется, этот перечень распространяется только на юрлиц, уточняет Удалов.

Юрлица, желающие ввезти на российский рынок новые транспортные средства в рамках параллельного импорта, должны получать заключение об оценке единичного транспортного средства, заменяющее свидетельство о безопасности его конструкции. Это заключение, согласно постановлению правительства № 855 от 12 мая 2022 г., выдает ФГУП НАМИ. Заместитель гендиректора по техническому регулированию НАМИ Сергей Аникеев говорил 16 августа, что институт выдал юрлицам разрешение на ввоз около 300 машин.

При этом доля физлиц в импорте новых машин (и подержанных возрастом до трех лет), следует из презентации «Автостата», в последние месяцы неуклонно растет. Если в мае она составляла 9% от общего импорта (695 машин), то в июне выросла до 16% (1295), а в июле – до 20% (1591).

Удалов сомневается, что параллельный импорт автомобилей сможет стать «массовой историей», если только процедура получения заключения от НАМИ не будет дополнительно упрощена для юрлиц. Он также отмечает, что, поскольку получением одобрения для выпуска автомобилей на рынок занимались дистрибуторы, а не дилеры, у последних сейчас нет отлаженных алгоритмов для решения этого вопроса. Также остается непонятным, откуда сегодня можно везти машины в Россию и как расплачиваться за них, констатирует эксперт.

Новая процедура оценки соответствия требованиям техрегламента и выдачи заключения НАМИ, которая проходит дистанционно, имеет мало отношения к стандартной процедуре оценки безопасности конструкции транспортного средства, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Также непонятно, почему этот госинститут получил монопольное право выдачи таких заключений, отмечает он. При такой схеме работы с юрлицами параллельный импорт вряд ли будет способствовать нормализации авторынка во втором полугодии, считает эксперт.

«Ведомости» отправили запросы в Минпромторг и ФГУП НАМИ.

Параллельный импорт не помог увеличить ввоз легковушек в Россию