Автоконцерны попросили продлить специнвестконтракты на срок до пяти лет
Это нужно для перезапуска инвестиционного цикла в 2023 годуРуководители российских автоконцернов на встрече с президентом страны Владимиром Путиным на ПМЭФ-2022 в июне просили продлить их действующие специнвестконтракты (СПИКи) на срок от двух до пяти лет. Об этом «Ведомостям» рассказали три источника, знакомых с итогами совещания, и подтвердил источник, близкий к Минпромторгу. «Разговор об этом шел. Из-за известных событий произошло нарушение текущего инвестиционного процесса. В этой ситуации автоконцернам требуется подстраховка», – объяснил один из собеседников «Ведомостей».
На совещании традиционно присутствовали только главы российских автопроизводителей – «АвтоВАЗа», группы ГАЗ, «Соллерс авто» и «Камаза». Зарубежные автоконцерны представляли губернаторы регионов, где располагаются основные автомобилестроительные кластеры, – Тульской, Калужской, Самарской, Калининградской и Нижегородской областей, а также Татарии.
По словам собеседников «Ведомостей», в закрытой части совещания главы автоконцернов просили продлить действующие СПИКи до 2030–2033 гг. К 2023 г. станет понятно, кто из зарубежных партнеров останется работать с ними, а дальше нужно актуализировать перечень продукции и запускать новый инвестиционный цикл, который как раз займет от 7 до 10 лет, пояснили источники.
Представитель Минпромторга от комментариев отказался. «Ведомости» направили запрос в автоконцерны, принимавшие участие во встрече. С точки зрения нормативной базы изменения будут внесены в ФЗ «О промышленной политике», знает один из собеседников. Поручения по итогам совещания пока не формализованы, отмечает другой источник. По его словам, следует ожидать более объемной корректировки СПИКов, поскольку в ряде соглашений сейчас присутствуют инвесторы из недружественных стран. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил «Ведомостям», что поручений по итогам встречи Путина с автопромом пока нет.
В марте правительство уже рассматривало вопрос продления действующих СПИК 1.0 (первой версии) с 10 до 12 лет для компаний, попавших под санкции, писал «Интерфакс». Тогда же предлагалось вновь разрешить заключать соглашения по первой версии. Но, по словам одного из собеседников «Ведомостей», никаких решений на этот счет так и не было принято.
15 специальных инвестиционных контрактов
было заключено в российском автопроме
Специнвестконтракт – это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса в России и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. СПИК 1.0 заключались до 2019 г. включительно на 10 лет. Во второй версии (СПИК 2.0) был отменен входной порог инвестиций, вырос срок соглашения до 15–20 лет в зависимости от объема вложений, появилось требование о проведении конкурсного отбора участников.
Текущие СПИКи автопром массово подписывал в 2018–2019 гг. Тогда промышленную политику курировал вице-премьер Дмитрий Козак, который ратовал за единые правила игры для всех предприятий автопрома. Автоконцерны заключали СПИК 1.0 на 10 лет, истекающие в 2028–2029 гг.
Первым о планах пересмотра своего СПИКа заявил «АвтоВАЗ».
Компания осенью, после принятия обновленной стратегии развития автопрома, будет обращаться с этой целью в Минпромторг, рассказывал «Ведомостям» глава предприятия Максим Соколов. Он пояснял, что СПИК был заключен при предыдущем акционере – группе Renault – и в текущих условиях частично перестал быть актуальным. Источник, близкий к Минпромторгу, тогда допускал, что изменения в инвестконтракт могут потребоваться не только «АвтоВАЗу» («Ведомости» подробно писали об этом 7 июля).
СПИК «АвтоВАЗа» с партнерами (Renault, Nissan и Mitsubishi) был заключен в начале 2019 г. и является самым масштабным в отрасли. Он предполагает вложения в размере 70 млрд руб. за 10 лет. Но это далеко не самый крупный специнвестконтракт в промышленности. Например, «Уралкалий» в 2019 г. подписал СПИК по созданию Половодовского калийного комбината и освоению производства хлористого калия на 117,8 млрд руб.
Всего в России заключено около 60 специнвестконтрактов, следует из реестра в ГИС «Промышленность». Помимо автопрома ключевыми держателями таких инвестсоглашений являются предприятия химической отрасли, производители удобрений, фармкомпании. Подавляющее большинство СПИКов – первого типа.
По словам источника в компании, выпускающей удобрения, химики пока не проявляли заинтересованности в продлении сроков СПИКов.
«СПИК – это инструмент промышленной политики, который работает вне зависимости от отрасли. В этой связи поправки по продлению их сроков действия и налоговых льгот для участников СПИК 1.0, которые сейчас вносятся, будут актуальны и для фармацевтики», – говорит представитель «Герофарма». По его словам, это позитивные изменения для отрасли, которые позволят уравнять всех участников, реализующих СПИКи, и дадут возможность компаниям получить более выгодные условия для реализации проектов.
СПИКи в автопроме в текущем виде нельзя назвать эффективным инструментом, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Предприятия сначала просили больших льгот, а потом мало занимались локализацией, отмечает он. «С другой стороны, инвестиции в локализацию производства затруднены из-за малых объемов выпуска. Проще ввозить компоненты из Китая, чем, например, локализовывать выпуск 30 000 зеркал», – рассуждает эксперт.
Бургазлиев считает, что необходимо в первую очередь утвердить новую стратегию развития автопрома, а в ней предметно расписать обязанности по локализации, взятые на себя каждым из концернов в рамках СПИКов, и прописать персональную ответственность за невыполнение этих обязательств.
Ситуация со СПИКами на фармацевтическом рынке отличается от автопрома более высокой социальной значимостью продукта, а также тем, что на сам рынок санкционное давление распространяется куда в меньшей степени, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Но если кто-то из иностранных партнеров покинет российский рынок, то отечественным фармкомпаниям придется актуализировать наполнение своих СПИКов и заполнять те ниши, которые будут освобождаться, отмечает эксперт.
В подготовке статьи принимали участие Василий Милькин и Елена Мухаметшина