На поддержку производителей автокомпонентов могут выделить 30 млрд рублей

Это должно снизить критическую зависимость автопрома от импорта комплектующих
На поддержку производителей автокомпонентов могут выделить 30 млрд руб.
На поддержку производителей автокомпонентов могут выделить 30 млрд руб. / Евгений Разумный / Ведомости

Правительство хочет запустить в 2022 г. программу производства универсальных автокомпонентов стоимостью 30 млрд руб. Эта инициатива содержится в дополнительном перечне мер поддержки экономики в условиях санкций от 29 марта (есть у «Ведомостей»). Соответствующий ведомственный акт должен быть подготовлен к 11 апреля Минпромторгом, Минэком и Минфином.

Речь идет о программе грантовой поддержки предприятий автокомпонентной отрасли от Фонда развития промышленности (ФРП), поясняют два источника «Ведомостей», знакомых с этой инициативой. По словам одного из них, мера предполагает увеличение бюджетного финансирования для ФРП, чтобы тот мог выдать больше льготных займов производителям автокомпонентов на замещение импортной продукции. Подтверждает это и другой собеседник, добавляющий, что окончательное решение по выделению средств пока не принято.

Трудности с поставками автокомпонентов российские и локализованные в РФ иностранные автозаводы начали испытывать еще в 2021 г., когда мировой дефицит микроэлектроники добрался до нашей страны. Больше других от этого пострадал «АвтоВАЗ», который был вынужден вводить периодические простои из-за невозможности самарского завода Bosch вовремя поставить нужное количество компонентов с электронной начинкой. Не успела отрасль прийти в себя в 2022 г., как зарубежный бизнес начал стремительно сокращать свое присутствие в России из-за специальной военной операции на Украине. Последовавший за этим разрыв цепочек поставок компонентов из-за рубежа привел к необходимости замещать эту продукцию отечественными аналогами.

Впервые о необходимости поддержки производителей автокомпонентов на сумму более 200 млрд руб. для замещения иностранных комплектующих говорил глава группы ГАЗ Вадим Сорокин еще в 2018 г. Вернулись к обсуждению идеи в отрасли в разгар пандемии коронавируса в 2020 г., когда отлаженные цепочки поставок автозаводов начали рушиться. Итогом обсуждений стало решение Минпромторга запустить в 2021 г. программу грантовой поддержки производителей комплектующих для автомобилей и спецтехники через ФРП, выделив на ее обкатку 1 млрд руб.

В исходном варианте программа предполагала возможность софинансирования из бюджета до 40% инвестиций в проекты по созданию серийного производства узлов и агрегатов автомобилей и спецтехники. Механизм работает так: ФРП выдает льготный заем на проект в размере от 50 млн руб. под 1% годовых, а при реализации проекта в установленный компанией срок Минпромторг дает предприятию субсидию на погашение этого займа.

Приказ Минпромторга № 4576, регламентирующий правила предоставления таких субсидий, был подписан ведомством 19 ноября 2021 г., зарегистрирован Минюстом 24 декабря. Чтобы ФРП мог выдавать льготные займы на производство автокомпонентов в 2021 г., не требовалось утверждения дополнительных приказов, объяснял «Ведомостям» в конце прошлого года представитель Минпромторга. По его словам, средства можно было выделить в рамках постановления правительства № 1388, принятого еще в 2014 г. Оно регламентирует общий порядок предоставления займов ФРП.

Но с 2022 г. средства предусмотрены в федеральном бюджете по новой статье расходов, для которой необходимо было утверждение отдельного приказа Минпромторга, говорил представитель ведомства. Таким образом, заявки на получение займа ФРП на льготных условиях производители автокомпонентов могли подать как в 2021 г., так и в 2022 г. По информации источников «Ведомостей», знакомых с новой инициативой, и собеседников в автоконцернах, в 2021 г. никто из производителей автокомпонентов заявки на льготное финансирование не подавал.

Представитель Минфина переадресовал вопросы в Минпромторг. Представители Минэка и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель ФРП не прокомментировал новую инициативу правительства.

В 2021 г. в бюджете было заложено на автокомпонентную программу 5,05 млрд руб. на 2022 г., 5,76 млрд руб. на 2023 г. и 4,57 млрд руб. на 2024 г. Предельный размер одного займа из ФРП мог составить 1 млрд руб.

«Параметры программы на 2022 г. пока не известны, но она, безусловно, представляет большой интерес для нас», – сказал «Ведомостям» источник в одном из крупных автоконцернов. Связаться с представителем крупнейшего производителя автокомпонентов в России – группой ОАТ «Ведомостям» не удалось.

Данную инициативу Минпромторга и Минэка можно только приветствовать, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его оценке, в последние годы, несмотря на существенные объемы поддержки, компонентная отрасль больше занималась не реальной локализацией, а переупаковкой [импорта] с минимумом технологических операций в России и переклейкой бирок. «Сейчас ситуация изменилась, и нужен реальный результат», – сказал эксперт.

Сейчас нужна такая поддержка, особенно для российских национальных автопроизводителей, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Обычно поставщики автозавода делили модельные линейки, напоминает он: «Один поставщик – на одну модель, другой – на другую. Это делалось для создания конкуренции у производителей автокомпонентов и сдерживания цен. Например, если один из них начинал поднимать цены, автозавод мог пригрозить передачей заказа другому поставщику». По словам Удалова, универсальность программы ФРП, скорее всего, подразумевает, что один поставщик компонентов будет производить детали сразу для нескольких автопроизводителей.