«Камаз» предложит покупателям грузовики класса «Евро-2»

Поставить такую технику на учет в России пока невозможно
«Евро-2» был введен в Евросоюзе в 1995 г., в 1999-м заменен на «Евро-3». В России он был принят лишь в 2005 г.
«Евро-2» был введен в Евросоюзе в 1995 г., в 1999-м заменен на «Евро-3». В России он был принят лишь в 2005 г. / Злата Милявская / Ведомости

«Камаз» с апреля 2022 г. предложит своим дилерам грузовики поколения К3 с двигателями экологического класса «Евро-2». Об этом говорится в презентации блока продаж и сервиса компании за март 2022 г., с которой ознакомились «Ведомости». Представитель компании подтвердил такие планы.

Технику экокласса «Евро-2» «Камаз» производит и сейчас, но мелкосерийными партиями. В основном это «автомобили двойного назначения», а также экспортные поставки в страны Африки и Латинской Америки. Всего за прошлый год было изготовлено 1000–1500 таких машин при общем объеме выпуска в 44 136 единиц.

Теперь российским потребителям будет предложена линейка шасси, седельных тягачей и бортовых автомобилей «Камаз» с моно- или полным приводом, оснащенная российскими восьмицилиндровыми дизельными двигателями мощностью 240–360 лошадиных сил (л. с.) в исполнении «Евро-2», следует из презентации. Сейчас такие грузовики выпускаются в исполнении «Евро-5».

Экологический класс автомобиля появился в Европе в конце 1980-х гг. как индикатор максимально допустимого уровня выброса двигателем загрязняющих веществ в атмосферу. «Евро-2» был введен в Евросоюзе в 1995 г., в 1999-м заменен на «Евро-3». В России он был принят лишь в 2005 г. Допустимая концентрация оксида азота в выхлопных газах по этому стандарту для дизельного двигателя составляет 0,7 г/км.

«Евро-5» стал обязательным для всех новых грузовиков, продаваемых в Европе, с конца 2008 г., а с сентября 2009 г. – для легковых машин. В России «Евро-5» был введен с 2016 г. Этот стандарт ужесточает допустимую норму выбросов оксида азота до 0,2 г/км, также он устанавливает норму по оксиду углерода в выхлопе.

Представитель «Камаза» подчеркнул, что компания не прекращает продажи грузовиков «Евро-5». Расширение предложения за счет грузовиков более низкого экологического класса связано с недостатком систем впрыска топлива Common Rail и управляющей электроники, которую для отечественных двигателей поставляет Bosch, пояснил представитель компании.

По его словам, запас этих компонентов позволит «Камазу» выпускать грузовики «Евро-5» в апреле и мае. В течение этого времени планируется заместить топливную аппаратуру Bosch аналогом от Алтайского завода прецизионных изделий. В каталоге на сайте предприятия системы впрыска типа Common Rail уже представлены. Сейчас «Камаз» выпускает около 180 грузовиков в день, месячный объем производства находится на уровне 3500–4000 единиц техники.

Применение норм экологичности выхлопа транспортных средств в России прописано в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Автомобиль проходит оценку соответствия этим нормам для получения сертификата одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Он выдается на конкретную модель автомобиля и действует три года. Сейчас для получения ОТТС в России автотехника должна соответствовать нормам «Евро-5». Без ОТТС невозможно получить паспорт транспортного средства и поставить машину на учет.

Но приостановка некоторых требований техрегламента, в том числе по выбросам вредных веществ, есть в правительственном плане первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций. Внести соответствующие документы в Евразийскую экономическую комиссию должны Минпромторг и Росстандарт. Представитель Минпромторга подтвердил «Ведомостям», что нормы по выхлопу регулируются ТР ТС, от других комментариев воздержался. В Росстандарте не ответили на запрос.

Источник «Ведомостей», знакомый с планами регуляторов, ожидает, что решение о допустимости регистрации в России автомобилей экокласса «Евро-2» будет утверждено «уже на этой неделе».

Правительство РФ в последние годы делало акцент на развитии зеленого транспорта. Москва отказалась от дизельных автобусов в пользу электробусов, предусмотрены субсидии покупателям техники на газомоторном топливе (в среднем около 3 млрд руб. в год). Также в августе прошлого года премьер Михаил Мишустин утвердил концепцию развития электротранспорта до 2030 г., согласно которой к этому сроку каждый десятый выпускаемый в России автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет минимум до 72 000. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб.

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов считает, что в текущих условиях «Камазу» целесообразно иметь такую опцию, как возможность продажи техники низкого экологического класса. Сказать, будут ли такие грузовики востребованы, сейчас сложно, отмечает он. «Но для недопущения дефицита автомобилей на рынке в краткосрочной перспективе это приемлемое решение», – сказал аналитик «Ведомостям». По его словам, такое решение для «Камаза», скорее всего, будет временным, пока не будет налажен новый канал поставок требуемых компонентов.