«Моторинвест» начнет выпускать китайские электрокары в России
На первом этапе это будет отверточная сборка машин Sokon под собственной маркойМинпромторг, Липецкая область и компания «Моторинвест» подписали первый в стране специнвестконтракт (СПИК 2.0) по внедрению технологии производства электромобилей, сообщило ведомство 22 марта. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, слова которого приводит пресс-служба министерства, инвестиции производителя превысят 13 млрд руб. за 11 лет действия контракта.
Электрокары будут выпускаться под новым брендом Evolute, следует из сообщения. Производственная линейка Evolute в России в 2022 г. будет состоять из пяти моделей – седана, минивэна и трех кроссоверов различных классов, говорится в сообщении «Моторинвеста». Автомобили будут комплектоваться двигателями мощностью от 110 до 510 кВт, аккумуляторами емкостью от 53 до 88 кВт ч и иметь запас хода на одной зарядке от 405 до 750 км. Речь идет о сборке электромобилей на заводе полного цикла (включающем сварку, окраску и сборку) мощностью более 100 000 электромобилей в год, следует из сообщения компании.
Под собственной маркой Evolute «Моторинвест» будет выпускать электромобили китайской компании Sokon, 26% которой принадлежит одному из крупнейших китайских автоконцернов – Dongfeng Motor Corporation, рассказал «Ведомостям» источник, знакомый с планами компании. По его словам, «Моторинвест» начнет осваивать китайскую продукцию методом крупноузловой (отверточной) сборки и только через какое-то время перейдет на производство полного цикла. Представитель «Моторинвеста» комментировать это отказался.
Мантуров ожидает, что к моменту окончания срока действия СПИКа в 2033 г. уровень локализации достигнет 5000 баллов, что предполагает выпуск в РФ основных систем и агрегатов авто. Для сравнения: по методике оценки локализации Минпромторга, Lada Granta по итогам 2020 г. набрала 3280 баллов. Предполагается, что за это время на заводе «Моторинвеста» будет собрано более 242 000 электромобилей пяти моделей. Инвестконтракт позволит создать в Липецкой области почти 2000 новых рабочих мест, отмечает он.
СПИК – это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса в России на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Наличие СПИКа необходимо инвесторам для участия в госпрограммах поддержки спроса. Минпромторг в сентябре 2021 г. предлагал расширить действие программ льготного автокредитования и льготного лизинга на российские электромобили, скидка по ним составит 25% (но не более 625 000 руб.).
Подписанный СПИК является первым в России инвестконтрактом, предусматривающим выпуск исключительно электромобилей. Минпромторг проводил конкурс по заключению контракта на производство электрокаров до 17 января 2022 г. Всего на него было подано две заявки – от липецкого «Моторинвеста» и от компании «Электромобили мануфэкчуринг рус» из Санкт-Петербурга. Обе они были одобрены ведомством.
В России за прошлый год, по данным аналитического агентства «Автостат», было продано 2254 новых электромобиля. Это в 3 раза больше по сравнению с 2020 г. Но все они были импортированы, поскольку собственного производства в РФ сегодня нет.
Петербургская компания – стартап, зарегистрированный Ильей Рашкиным (45%) и Игорем Гирдиным (55%) 10 июня 2021 г. на территории Политехнического университета. Они собираются делать промтоварный электрофургон на шасси УАЗ «Профи» грузоподъемностью до 3,5 т с запасом хода на одной зарядке 200–300 км.
Липецкий «Моторинвест», по данным «СПАРК–Интерфакса», принадлежит Федору Кунакову (99,9%) и Андрею Резникову (0,1%). Доли бизнесменов находятся в залоге у банка «Центрокредит». Компания была зарегистрирована в апреле 2011 г., по итогам 2020 г. выручка составила 8 млн руб., убыток – 235,6 млн руб.
Андрей Резников – сын Алексея Резникова, который основал группу компаний «Ирито». Она стала одним из первых представителей китайских автомобильных марок в России. Начинала «Ирито» со сборки внедорожников Great Wall Safe SUV в подмосковной Гжели. Пройдя череду корпоративных преобразований в 2010-х гг., «Ирито» прекратила существование. Ее правопреемником стал «Моторинвест», который до 2019 г. выпускал китайские кроссоверы Changan на собственной площадке в индустриальном парке «Рождество» Краснинского района Липецкой области.
«Моторинвест» уже пытался наладить производство автомобилей под собственной маркой, когда выпускал Changan, вспоминает источник «Ведомостей», знакомый с собственниками компании. «Они просили, чтобы китайская компания разрешила выпускать им машины под своим брендом, но те им отказали. Я так понимаю, что это причина, по которой дальнейшее сотрудничество «Моторинвеста» и Changan не состоялось», – говорит он.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев к перспективам этого проекта относится настороженно. Пока проект «Моторинвеста» больше напоминает калининградский «Автотор» конца 1990-х гг., когда к машинам, по сути, только прикручивали сиденья, бамперы, зеркала, колеса и заливали технические жидкости, считает он. Коммерческая привлекательность выпуска электромобилей для собственников предприятия очевидна только в первые два года, когда по контракту нет необходимости делать значительные вложения в локализацию, отмечает Бургазлиев.
Кроме того, «Моторинвесту» придется вкладываться в развитие и узнаваемость собственного бренда, а также решать вопросы послепродажного обслуживания, говорит эксперт. При этом стоимость электромобилей Evolute при нынешнем курсе доллара не будет низкой и стартует с отметки примерно в 3 млн руб., сказал Бургазлиев «Ведомостям».