Рынок подержанных легковых автомобилей в 2022 году перейдет к стагнации

Эксперты не ожидают заметного роста продаж из-за исчерпания спроса и дефицита предложения
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Продажи легковых автомобилей с пробегом в России в 2022 г. вырастут не более чем на 3% примерно до 5,97 млн штук. Об этом по итогам форума ForAuto 2022 рассказал «Ведомостям» исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. В 2021 г. этот сегмент рынка увеличился на 8% до 5,95 млн единиц, следует из презентации «Автостата» к форуму.

Общая ситуация с доходами населения не способствует росту рынка плюс идет снижение продаж новых машин: следовательно, люди не продают старые и вторичный рынок не обновляется, объясняет Удалов. Дефицит на рынке новых автомобилей и рост цен будет и дальше притормаживать рынок машин с пробегом, уверен аналитик.

«Таким образом, значительного роста в сегменте не будет. Машины стали достаточно дороги, и люди пока будут занимать выжидательную позицию. Сегмент останется в пределах 6 млн штук. Динамика роста цен уменьшится – т. е. они будут продолжать расти, но уже не с такой скоростью, как годом ранее», – резюмировал Удалов.

Цены на рынке автомобилей с пробегом в 2021 г. росли даже быстрее, чем на новые машины. Средняя стоимость подержанной легковушки по итогам года составила 787  752 руб., что на 28% больше, чем в 2020 г., следует из данных «Автостата». Средняя стоимость нового автомобиля в прошлом году выросла на 18% до 2 млн руб. Но агентство ведет расчет из рекомендованных розничных цен производителя (РРЦ). Дилерская наценка за допоборудование добавляла к РРЦ в 2021 г. 10–30% в зависимости от модели и ее дефицитности.

Дефицит новых автомобилей проявился еще в 2020 г. Тогда после снятия ограничений весеннего коронавирусного локдауна покупатели быстро выкупили все запасы у дилеров. Автоконцерны не смогли оперативно нарастить темпы, многие заводы не отменяли ежегодные летние отпуска на фоне нараставших проблем с поставками запчастей. Ослабление рубля и ожидаемый рост цен только усугубили ситуацию. Ключевым фактором динамики авторынка в 2021 г. стал дефицит электронных компонентов. Он возник в конце 2020 г. из-за нехватки мощностей для производства микросхем. В итоге бурно росшие продажи уже с лета 2021 г. начали падать, так как автозаводы без чипов не были способны удовлетворить спрос. В июле 2021 г. продажи новых машин снизились на 6,5% в годовом выражении до 132 640 машин, сообщала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В последующие месяцы динамика падения стала измеряться уже двузначными числами. Но за счет роста в первой половине года рынку в 2021 г. все же удалось выйти в положительную зону (+4,3%). Продажи за год составили 1,667 млн новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей, подсчитала АЕБ.

Комитет автопроизводителей АЕБ ожидает в 2022 г. небольшого роста продаж новых легковых автомобилей и LCV на уровне 3,3% до 1,722 млн, говорит его председатель Томас Штэрцель. Он предполагает, что основные негативные факторы – проблемы с микрочипами, сокращение производства, нарушение цепочек поставок – не будут устранены в течение большей части 2022 года.

Снижение покупательной способности населения будет оказывать давление на спрос на вторичном рынке, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он ожидает роста продаж в сегменте на уровне 6%. Цены вырастут еще на 10–12%, полагает эксперт, отмечая, что реальная картина происходящего будет зависеть от того, закончится ли дефицит микрочипов во второй половине года.

О снижении покупательской активности, но по новым автомобилям говорил и представитель ассоциации «Российские автодилеры». Этот фактор даже начал приводить к тому, что ситуация с дефицитом постепенно начала улучшаться, говорил он «Ведомостям».

По оценкам Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в 2021 г. выросли на 3,1%, но покупательная способность этих доходов в прошлом году упала по половине базовых продовольственных товаров. Это следует из данных, представленных статистическим ведомством в итоговом докладе о социально-экономическом положении России за 2021 г. Продовольственная инфляция по итогам года составила 10,6%, и эти темпы значительно ниже того, насколько подорожали машины.