«Конвой свободы» остановил заводы Ford и Toyota в Канаде
Протестующие дальнобойщики перекрыли путь 25% американо-канадского товаропотокаДемонстранты кроме массовых акций в Оттаве также перекрыли мост Амбассадор через реку Детройт на границе с США (между штатом Мичиган и Онтарио, самый загруженный переход, по нему проходят до 25% торговых перевозок между странами). Еще один пограничный КПП закрыт как с американской (штат Монтана), так и с канадской (штат Альберта) стороны на западном участке границы.
Представитель Белого дома Джен Псаки на брифинге днем ранее предупредила о том, что акции дальнобойщиков угрожают цепочкам поставок промышленности, а также ввозу американских сельскохозяйственных товаров в Канаду из штата Мичиган. Пресс-секретарь администрации президента США Джо Байдена заверила, что Вашингтон будет отслеживать ситуацию с потоками товаров. Управляющий Банка Канады Тифф Маклем призвал к скорейшему разрешению кризиса, напомнив о глобальных сбоях поставок. Канадский министр по чрезвычайным ситуациям Билл Блэр заявил об угрозе сокращения рабочих мест в стране и призвал немедленно прекратить протесты, блокирующие торговые пути.
Дальнобойщики остановили автозаводы в Канаде: на неделю или дольше
Toyota, лидер продаж на американском рынке, заявила в связи с перекрытием моста Амбассадор, что ее заводы в канадской провинции Онтарио останавливаются как минимум до конца недели. Прекращен выпуск двигателей на заводе Ford в Виндзоре в том же регионе Канады. Завод компании в городе Оквил близ Торонто сократил продолжительность смен из-за уменьшения запасов запчастей. На фабрике Stellantis в Виндзоре, производящей автомобили Chrysler, также сократили рабочий день по той же причине.
«Ведомости» направили запросы в головные подразделения Toyota, Ford и Stellantis .
Если блокада моста продолжится значительное время, то уже ощущаемый разрыв в цепи поставок в канадской автопромышленности повлияет на всех участников внешнеэкономической деятельности в Северной Америке, считает директор по развитию ГК «Трансазия логистик» Аркадий Иванов. Это уже показали похожие процессы в Азии, в частности в Китае – отправной точке глобального логистического кризиса. Разрыв цепочки в одном месте ведет к обвальному разрушению всей системы поставок.
Перекрытие моста неприятно для канадских автозаводов и для общественности выглядит значительной проблемой, однако на деле катастрофы в этом нет, возражает источник «Ведомостей» на международном логистическом рынке. Учитывая огромную протяженность американо-канадской границы и даже принимая во внимание снегопады, предприятия смогут перестроить маршрут поставок примерно за неделю, немного потеряв в быстроте отправлений. Развитая с обеих сторон границы сеть автодорог позволяет это сделать, говорит собеседник «Ведомостей». Кроме того, по его словам, прохождение границы США и Канады не сопряжено с какими-то значительными таможенными процедурами и формальностями.
Нет проблем и с отправкой грузов из США в Канаду по железной дороге, поскольку передвижение по ней остается свободным, говорит собеседник «Ведомостей» в североамериканском филиале международной логистической компании, занимающейся контейнерными перевозками.
Водители большегрузов: «маргиналы» или влиятельное меньшинство в Канаде и США
Протесты дальнобойщиков «Конвой свободы» начались 23 января как ответ на требование обязательной вакцинации водителей для пересечения границы с США, утвержденные в середине января. Невакцинированные водители большегрузов (на январь это 15% от 120 000 работников отрасли, по данным профсоюза Canadian Trucking Alliance) должны соблюдать двухнедельный карантин по возвращении из США в Канаду, что приводит к простоям в работе. В итоге уже 11 дней как 500 фур блокируют центр Оттавы с госучреждениями. В канадской столице проходят и обычные массовые акции – так, в митингах сторонников «Конвоя свободы» 7 февраля участвовало 6000 человек.
Власти Оттавы в ответ на протесты 7 февраля ввели в городе чрезвычайное положение. Полиция в связи с массовыми акциями возбудила уже более 60 уголовных дел по признакам хулиганства, краж и преступлений на почве ненависти – участники демонстраций придерживаются правых взглядов и демонстрируют соответствующие лозунги. Протестующие стали также требовать отмены уже всех антиковидных ограничений по всей Канаде, углеродного налога и, наконец, отставки правительства во главе с Джастином Трюдо.
За протестами в Канаде активно следят придерживающиеся правых взглядов жители США, включая сторонников экс-президента Дональда Трампа, назвавшего Трюдо «крайне левым сумасшедшим» и предложившего провести аналогичную канадской акцию протеста в Вашингтоне. Поддержал «Конвой свободы» также основатель Tesla и SpaceX Илон Маск. Американцы вместе с канадцами собрали на нужды протестующих $7,9 млн на платформе GoFundMe&. Платформа, однако, заблокировала 5 февраля сбор и передачу уже собранных средств, мотивировав это сообщениями о насилии и нарушениях закона в связи с акцией «Конвой свободы».
По данным опроса Abacus Data, протестующих поддерживают 32% канадцев, в то время как остальные 68% граждан страны уверены, что у них с участниками акции «мало общего». Трюдо назвал протестующих «маргинальным меньшинством». «Вы не можете остановить пандемию блокадами. Не можете остановить ее указом или законом», – сказал он. Трюдо отметил, что участники «Конвоя свободы» лишь вредят своими действиями большинству канадцев.
Несмотря на то что канадский премьер называет дальнобойщиков-антиваксеров «маргиналами», дальнобойщики, хотя немногочисленный, но очень важный социальный слой и профессиональное сообщество в экономиках всей Северной Америки. На них лежит до 70% перевозок товаров, говорит директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев. Ограничения в связи с вакцинацией очень болезненны для них. По его словам, транспортники всегда отличались как в США, так и в Канаде, высокой способностью к мобилизации и если таким же образом себя поведут их коллеги в Америке, ситуация может стать действительно серьезной.
В то же время премьер Канады Трюдо, очевидно, упустил момент для быстрого и мирного купирования кризиса: он начал с обвинений, а теперь буквально «спрятался» в своей резиденции, несмотря на свою апелляцию к неприятию большинством канадцев действий водителей большегрузов, говорит Рогулев.
В затруднении находится и Белый дом. Повестка, связанная с коронавирусными ограничениями, болезненна по обе стороны границы, фактически затрагивая фундаментальные права и свободы граждан. И это не только мнение «маргиналов». Так, Верховный суд США в середине января отменил указ президента Джо Байдена об обязательной вакцинации сотрудников крупных компаний, требование останется в силе только для бюджетников – медиков, учителей и госслужащих, причем финансируемых исключительно из федерального бюджета.