Рубен Варданян и Сергей Когогин намерены к 2030 году выпускать по 450 000 электрокаров в год
Но эксперты пока не видят в России рынка для таких объемов производстваАО «Кама», стартап по выпуску электромобилей «Кама», принадлежащий Рубену Варданяну и гендиректору «Камаза» Сергею Когогину, планирует к 2030 г. выйти на производство более 450 000 электрокаров в год. Об этом говорится в коммерческой презентации проекта, с которой ознакомились «Ведомости». Представитель АО «Кама» комментировать эту цифру отказался, пояснив, что команда раскроет детали проекта позже.
Часть этого объема, возможно, будет производиться в Венгрии. Министерство инноваций и технологий этой страны и «Кама» 24 января подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает развитие партнерства в сфере производства электромобилей в Венгрии. Подписанное соглашение с Венгрией в области НИОКР и производства «является частью разрабатываемой стратегии и стратегическим шагом в создании фундамента международного проекта на европейском и российском рынках», отметил представитель «Камы». Возможный объем производства электрокаров в стране он не назвал.
В презентации «Камы» также представлен довольно оптимистический прогноз по развитию электротранспорта в России. Стартап полагает, что продажи электрокаров в России в 2025 г. достигнут 100 000 машин в год, а к 2030 г. – 700 000. В европейских странах рынок достигнет 3 млн электрокаров в 2025 г. и 8,7 млн машин – к 2030 г., следует из документа.
В 2021 г., по данным АСЕА, в странах Евросоюза было продано 878 432 электрокара (+63% к уровню 2020 г.). В России в 2021 г. купили 2254 новых электромобиля, подсчитал «Автостат» на основе данных о регистрациях транспортных средств. Это в 3 раза больше, чем в 2020 г.
Что такое стартап «Кама»
АО «Кама» зарегистрировано в августе 2021 г. в Набережных Челнах по адресу главной дирекции «Камаза». «Камаз» совместно с Петербургским политехническим университетом в конце 2020 г. представили прототип компактного электромобиля «Кама-1», но Когогин в декабре в беседе с «Ведомостями» просил не путать новую «Каму» с «Камой-1». По словам источника «Ведомостей», близкого к разработчикам, в новом проекте возможно использование наработок от «Камы-1».
В стартап инвестировали сам Когогин, а также бизнесмен и совладелец «Камаза» Рубен Варданян («Ведомости» сообщили об этом 9 декабря 2021 г.). Варданяну принадлежит 20% компании «Автоинвест», у которой 23,54% «Камаза», следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В конце декабря Когогин заявил журналистам, что они с Варданяном вложились в «Каму» на паритетных началах. Тогда же он отмечал, что, вероятно, «Камаз» войдет в капитал стартапа с долей на уровне 25%.
Прогнозы развития сегмента электромобилей у правительства России более осторожные. Согласно концепции развития электротранспорта РФ, утвержденной в августе 2021 г., к концу 2024 г. в России планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль в России должен быть электрическим. Общий объем продаж автотехники к этому времени должен достичь примерно 2,5 млн машин в год (в 2021 г. рынок вырос на 4% до 1,67 млн шт., по данным Ассоциации европейского бизнеса).
Стратегии коммерческого продвижения и проектного финансирования для «Камы» будет разрабатывать консалтинговая компания EY, сказал «Ведомостям» источник, знакомый с планами «Камы». Представитель АО «Кама» подтвердил это, добавив, что компания с экспертами из EY-Parthenon (консалтинговое подразделение EY по вопросам глобальных стратегий) проводят анализ рынков, в том числе и европейского, и выявляют актуальные и намечающиеся тренды как в сфере автоиндустрии, так и связанные с запросами общества.
«Кама» позиционируется как «гаджет», следует из презентации проекта. В 2023 г. для него должна быть разработана операционная система Kama OS, в которую будут встроены различные пользовательские интерфейсы, в том числе для служб доставки, такси, каршеринга и др.
По оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, российский рынок легковых машин к 2030 г. может достигнуть 2,5 млн единиц. Если исходить из того, что продажи «Камы» будут в основном приходиться на Россию, то получается, что они займут пятую или близкую к этому часть рынка, рассуждает аналитик. По его словам, «Кама» представляет свой продукт как экосистему, а для этого должны сильно поменяться рынок и профиль пользователя. «Поскольку Россия пока не в передовых отрядах производителей электрокаров, я не верю ни в такие объемы рынка электромобилей в России, ни в то, что «Кама» займет такую большую долю на нем», – сказал эксперт. Он допустил, что размещение производства за рубежом может помочь в реализации планов «Камы».
Оценки компании – как по рынку, так и собственным продажам – выглядят слишком оптимистичными, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По его словам, многое будет зависеть от того, как будет развиваться зарядная инфраструктура и сколько будут стоить электромобили. У «Камы» есть шансы на лидерство в продажах в сегменте на домашнем рынке, если инженерам компании удастся правильно настроить программное обеспечение, сказал аналитик.
Спрос на какой-то конкретный электромобиль будет зависеть от нескольких параметров, говорит представитель Минпромторга, в частности от наличия адекватной заправочной инфраструктуры. Также есть параметры, связанные с самим продуктом – цена, надежность, стоимость и доступность технического обслуживания – и с рынком электромобилей, его емкостью и игроками, которые будут на нем присутствовать, сказал он «Ведомостям».