Российские автоконцерны могут остановить сборку в Казахстане

Власти страны отменяют защиту местных производств от импорта
Российские автоконцерны уже инвестировали миллиарды рублей в сборку своих машин в Казахстане
Российские автоконцерны уже инвестировали миллиарды рублей в сборку своих машин в Казахстане / Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

Российские автоконцерны, в последние годы активно инвестировавшие в создание сборочных производств в Казахстане, могут остановить производство в стране и потерять свои вложения. Об этом «Ведомостям» рассказали представители крупных отечественных автопроизводителей. Их беспокоит намерение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева пересмотреть ставки утилизационного сбора на автомобили. Такое поручение глава государства дал еще 11 января на заседании мажилиса (парламента) Казахстана.

Пересмотр ставок утильсбора должен пройти в течение этого месяца, передавал 1 февраля «Sputnik Kазахстан». Токаев также поручал прекратить полномочия прежнего сборщика утильсбора – ТОО «Оператор РОП» (этому предшествовала петиция, поданная казахстанцами в конце 2021 г. с требованием полностью отменить утильсбор на автомобили из-за роста цен). По данным местных СМИ, ТОО связано с младшей дочерью первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Алией. После подавления январских погромов в стране последовательно проводится кампания по вытеснению близких и родственников Назарбаева из властных структур и крупного бизнеса.

Сейчас в Казахстане работает межведомственная рабочая группа, в которую входят представители минэкологии и министерства индустрии и инфраструктурного развития. Они должны в течение месяца предложить новый размер утильсбора на машины.

Утильсбор и в Казахстане, и в России является тарифной мерой, защищающей локальных производителей от прямого импорта. Он уплачивается со всех автомобилей, но местным автозаводам параллельно выделяются госсубсидии (в РФ – промышленные субсидии). В Казахстане субсидии предусмотрены соглашениями о промсборке. Такие субсидии формально не являются возмещением утильсбора, но де-факто компенсируют его полностью или частично. Импортерам субсидии не платятся.

Утильсбор в Казахстане взимается с 2016 г. по схеме, сходной с российской. Его размер зависит от базовой ставки и коэффициента, на который она умножается. Базовая ставка в Казахстане в 2022 г. составляет 153 150 тенге (27 567 руб.). На легковые автомобили коэффициент варьируется от 3 (электромобили) до 23 в зависимости от объема двигателя, на грузовики он составляет от 7 до 41 в зависимости от полной массы транспортного средства.

Для сравнения: в России базовая ставка утильсбора на легковые машины – 20 000 руб., на грузовики – 150 000 руб. Коэффициенты на легковые автомобили варьируются в диапазоне от 2,41 до 22,25, на грузовики – от 2,09 до 6,68. Утильсбор на самую массовую категорию – легковые автомобили с объемом двигателя 1–2 л – в Казахстане составляет 192 969 руб. по текущему курсу против 178 400 руб. в России.

Страна исторически является одним из ключевых экспортных рынков для российского автопрома. Сборочные мощности здесь есть у всех российских автоконцернов. Lada и «УАЗы» собирает по контракту «Сарыаркаавтопром» в Кустанае, продукцию Группы ГАЗ и «Уралы» – завод «Семаз» в Семипалатинске (Семей). У «Камаза» собственный сборочный завод в Акмолинской области республики, а также два литейных и 18 сервисных центров. 

По словам представителя «Камаза», совокупные инвестиции в активы концерна в Казахстане уже составили 12 млрд тенге (2,16 млрд руб.). До 2024 г. планируется вложить еще почти 43 млрд руб. в развитие собственного литейного производства, отмечает он. Отмена или сильное снижение утильсбора негативно повлияет на текущую деятельность компании на ключевом экспортном рынке, говорит собеседник «Ведомостей». Это вызовет проблемы с выполнением обязательств по локализации компонентов в республике и сложности с реализацией инвестпроектов, поясняет он. Представитель «Камаза» выразил уверенность, что ситуация будет урегулирована в ближайшее время, и подчеркнул, что планы по развитию бизнеса «Камаза» в Казахстане пока не изменились. 

Сейчас «Камаз инжиниринг» в Казахстане выпускает около 2000 грузовиков в год, это почти треть всего экспорта концерна. В прошлом году там началась сборка магистральных тягачей пятого поколения «Камаз-54901».

Группа ОМГ (бренд «Урал») поставила в 2021 г. в Казахстан 72 сборочных комплекта, план на 2022 г. – 113 шт., говорит ее представитель. В случае отмены утильсбора цена локализованных автопроизводителей станет неконкурентной, поскольку рынок уравняет цены местного производителя и импорта, а затраты на доставку и сборку машинокомплектов будут по-прежнему включены в себестоимость машин, выпускаемых местными сборочными предприятиями, объясняет он. Кроме того, утрата статуса отечественного производителя блокирует доступ иностранных поставщиков к госзакупкам в Казахстане, подчеркивает собеседник. 

«АвтоВАЗ» выступает за сохранение утильсбора в Казахстане, сказал представитель компании «Ведомостям». Средства от него помогли бы развивать местный автопром и производство компонентов, а также предотвратить импорт экологически вредных старых машин, объяснил он. «Казахстан является ключевым экспортным рынком для «АвтоВАЗа», и мы планируем развивать наше предложение и услуги в этой стране с помощью двух новых местных дистрибуторов», – сказал представитель компании, не раскрывая объемы инвестиций.

Казахстан является ключевым внешним рынком и для сбыта УАЗа (входит в группу «Соллерс» Вадима Швецова), говорит его представитель. В 2020 г. туда было поставлено 1004 машинокомплекта, в 2021 г. – 1673, доля экспорта в страну выросла до 30%. Завод в Кустанае собирает весь модельный ряд УАЗа. Предприятию была оказана вся необходимая поддержка для запуска сборки линейки машин «УАЗ», говорит представитель компании, не раскрывая ее объем. Техника Группы ГАЗ выпускается в Казахстане с 2017 г. Сейчас в республике организована сборка всех основных моделей коммерческих автомобилей и автобусов ГАЗа, говорит представитель компании. По его оценке, доля ГАЗа в сегменте легких коммерческих машин в Казахстане составляет около 65%.

Доля автомобилей местного производства в Казахстане сейчас достигает 75% в массовом сегменте. В целом продажи новых автомобилей в Казахстане в 2021 г. выросли на 26% до 117 590 шт., две трети из них местного производства, следует из данных Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ). Самой популярной маркой стала Chevrolet (29 112 шт.). Производство машин в стране за 2021 г. выросло на 28% до 92 839 автомобилей, большая их часть сошла с конвейеров «Сарыаркаавтопрома». По данным из материалов ассоциации, с которыми ознакомились «Ведомости», снижение утильсбора приведет к приостановке реализуемых инвестпроектов (их сейчас 15 на 12 000 новых рабочих мест), неисполнению автозаводами обязательств по локализации, прекращению обновления автопарка страны. В АКАБ уверены, что снижение утильсбора не приведет к снижению стоимости автомобилей в связи с регулированием цен и глобальной дистрибуцией брендов на общем рынке ЕАЭС.

Но аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов не видит ничего критичного для наших автопроизводителей даже в случае, если защитные барьеры для местного рынка в Казахстане снизятся. Российские автомобильные марки так или иначе будут присутствовать на этом рынке, уверен он. А будет ли это в форме локальной сборки либо прямого импорта, зависит от конечной выгоды производителя, рассуждает он. «Казахстанский рынок небольшой, и экспортный потенциал его для наших производителей ограничен. В случае сокращения продаж на нем высвободившиеся объемы техники не составит труда продать в другом месте – в том числе и в России», – сказал аналитик. 

Представители ведомств Казахстана на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель Минпромторга России от комментариев отказался. В Евразийской экономической комиссии «Ведомостям» пояснили, что применение утильсбора – это сугубо национальная компетенция стран – участниц ЕАЭС (в него входят РФ, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).