Две компании подали заявки на производство электромобилей

Но среди них нет ни одного крупного автоконцерна
Минпромторг получил сразу две заявки на льготы для производства электромобилей. Но крупные автоконцерны пока не готовы собирать электрокары в России/ Максим Стулов / Ведомости

Минпромторг 17 января завершил сбор конкурсных заявок на заключение специнвестконтракта (СПИК 2.0) на разработку и внедрение в производство электромобилей, сообщила пресс-служба министерства. Было подано две заявки – от липецкого «Моторинвеста» и от компании «Электромобили мануфэкчуринг рус» из Санкт-Петербурга. По условиям конкурса им предстоит пройти несколько этапов экспертизы. «Лучшей может быть признана одна или несколько заявок. Итоги конкурсного отбора будут подведены до 5 марта», – сообщает Минпромторг.

Инициатором конкурса стал «Моторинвест». Изначально заявку на СПИК по электрокарам собиралась подать и китайская Haval, знает источник «Ведомостей», знакомый с планами компании. Это подтверждается данными из государственной информационной системы «Промышленность». Но в итоге компания из КНР так и не пришла на конкурс и теперь уже не сможет этого сделать, поскольку срок приема заявок истек 14 января. Представитель Haval подтвердил «Ведомостям», что компания не участвует в текущем конкурсе. Он также отметил, что производитель рассматривает возможность сборки электромобилей в России. По его словам, решающее значение в этом вопросе имеет развитие зарядной инфраструктуры.

Липецкий «Моторинвест» может быстрее конкурентов выйти на рынок отечественных электромобилей, говорил в сентябре 2021 г. замглавы Минпромторга Александр Морозов в интервью «РИА Новости». По данным «СПАРК-Интерфакса», компания принадлежит Федору Кунакову (99,9%) и Андрею Резникову (0,1%). Доли обоих бизнесменов находятся в залоге у банка «Центрокредит». Компания была зарегистрирована в апреле 2011 г., по итогам 2020 г. выручка составила 8 млн руб., убыток – 235,6 млн руб.

Андрей Резников – сын Алексея Резникова, который основал группу компаний «Ирито». Она стала одним из первых представителей китайских автомобильных марок в России. Начинала «Ирито» со сборки внедорожников Great Wall Safe SUV в подмосковной Гжели. Пройдя череду корпоративных преобразований в 2010-х гг., «Ирито» прекратила существование. Ее правопреемником стал «Моторинвест», который до 2019 г. выпускал китайские кроссоверы Changan на собственной площадке в индустриальном парке «Рождество» Краснинского района Липецкой области.

Источники «Ведомостей», близкие к «Моторинвесту», говорили осенью 2021 г., что руководство компании на первом этапе, скорее всего, договорится о закупке машинокомплектов китайских электромобилей для их сборки в Липецкой области. В качестве возможных вариантов назывались модели компаний SAIC, BYD, BAIC и Changan. Резников-младший говорил тогда «Ведомостям», что процесс выбора моделей и договоренностей с брендом не финализирован. Связаться с ним 17 января не удалось.

«Электромобили мануфэкчуринг рус» – это стартап, основанный Ильей Рашкиным (45%) и Игорем Гирдиным (55%). Компания зарегистрирована 10 июня 2021 г. в Петербурге на территории Политехнического университета, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». По тому же адресу зарегистрирована инжиниринговая компания «ТГЕ системы и решения», которая занимается внедрением новых технологий в электротранспорте, энергетике и микроэлектронике. Основателем этой компании является Рашкин, он остается ее гендиректором. В «Электромобилях» Рашкин отвечает за технологическое развитие продукта и создание электродвигателя, следует из сообщения компании. Зона ответственности Гирдина – финансы и привлечение инвестиций.

Гирдин сообщил «Ведомостям», что компания планирует выпускать электрический промтоварный фургон на шасси УАЗ «Профи» грузоподъемностью до 3,5 т. Предполагается, что «Соллерс» (в группу входит УАЗ. – «Ведомости») будет поставлять шасси, которые «Электромобили» станут оснащать двигателем и силовой электроникой собственной разработки. Эти агрегаты еще предстоит запатентовать и получить сертификацию, отмечает Гирдин. Батареи на первом этапе планируется закупать в Китае, так как российские аналоги пока на 50% дороже, продолжает Гирдин. В будущем компания собирается перейти на продукцию отечественной «Рэнеры» (входит в топливный дивизион ТВЭЛ «Росатома»). Запас хода фургона на одной зарядке должен составить 200–300 км.

«У нас уже есть первый проектный образец. Он еще не имеет сертификации, но уже может использоваться на полигонах. Если заключим СПИК, планируем начать выпускать автомобили с сентября 2022 г.», – говорит сооснователь компании. По его словам, в первый год будет выпущено от 100 до 200 автомобилей, все они уже законтрактованы. Сборка машин будет организована в Москве, мощность линии – 1000 электрофургонов в год, следует из сообщения компании.

Стоить электрофургон будет 3,5 млн руб. с поправкой на инфляцию, говорит Гирдин. Это почти в 3 раза дороже базовой версии авто на бензине. Гарантийные обязательства по шасси будет выполнять УАЗ, по электронике автомобили будут обслуживать представители «Электромобилей».

Основными инвесторами в проект Гирдин называет себя и Рашкина, добавляя, что сейчас идет поиск оптимального варианта венчурного финансирования для проекта. По оценке компании, для первого этапа развития необходим 1 млрд руб. собственных и заемных средств.

«Технические специалисты УАЗа совместно с представителями «Электромобили мануфэкчуринг рус» проводят экспертизу предлагаемых решений по разработке и производству электрического легкого коммерческого автомобиля на базе «Профи». По итогам экспертизы будут определены дальнейшие параметры сотрудничества по проекту», – сказал «Ведомостям» представитель «Соллерса».

СПИК – это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса в России на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Наличие СПИКа необходимо инвесторам для участия в госпрограммах поддержки спроса. Минпромторг в сентябре 2021 г. опубликовал проекты расширения действия программ льготного автокредитования и льготного лизинга на российские электромобили, скидка по ним составит 25% (но не более 625 000 руб.). Но пока ни один из проектов легковых автомобилей на электротяге в России не добрался до выпуска товарной продукции.

Отсутствие среди заявителей глобальных игроков автопрома говорит о том, что они не верят в быстрое развитие сегмента электромобилей, сказал «Ведомостям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его оценке, в России в 2021 г. было продано всего около 2800 электромобилей – новых и с пробегом. С учетом текущих темпов развития зарядной инфраструктуры и ограничений на ввоз импортных электрокаров это закономерный результат, считает он.