Дептранс Москвы планирует приобрести 200 электромобилей

Это первая массовая госзакупка легковых машин на электротяге
Электрокары Renault Zoe — один из наиболее вероятных вариантов, который приобретет дептранс
Электрокары Renault Zoe — один из наиболее вероятных вариантов, который приобретет дептранс / GABRIEL BOUYS / AFP

О планах Москвы по закупке электрокаров в 2022 г. говорится в презентации столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, с которой ознакомились «Ведомости». Ее подлинность подтвердил источник, знакомый с планами городских властей. Потребности Москвы оценены в 200 электромобилей. До этого столь масштабных госзакупок легковых электромобилей в России еще не проводилось (Москва, например, закупала только электробусы у российских автоконцернов).

Речь идет о поставке 170 машин для Центра организации дорожного движения (ЦОДД), еще 30 нужно «Мосгортрансу», следует из презентации. Представитель дептранса Москвы подтвердил «Ведомостям», что речь идет о «возможной закупке следующего года», но подчеркнул, что пока о каких-то конкретных решениях говорить рано. «Мы очень заинтересованы в том, чтобы перевести большую часть автомобилей, которые работают в транспортном комплексе, на электрические», – пояснил он. Зеленая повестка подталкивает авторынок к снижению выбросов CO2 и повышению класса экологичности, добавил собеседник «Ведомостей».

Москва весной выпустила зеленые облигации (на 70 млрд руб. – «Ведомости»), которые должна была потратить на проекты, подпадающие под зеленую таксономию – покупка электротранспорта укладывается в это понятие. У ЦОДДа есть собственный парк, состоящий из парконов – автомобилей, фиксирующих нарушения правил парковки.

«Ведомости» также направили запрос в «Мосгортранс».

В презентации приводится сравнительный анализ моделей – претендентов для закупки. Все они импортные: легковые электрокары в России не делают. Среди наиболее вероятных вариантов приводятся три – это Renault Zoe, Volkswagen ID.3 и Hyundai Ioniq 5. Nissan Leaf и JAC iEV7S указаны как не проходящие под требования закупки.

Как Россия собирается развивать электротранспорт

Правительство РФ в августе 2021 г. одобрило концепцию по развитию производства и использования электротранспорта в России до 2030 г. К концу 2024 г. будет выпущено не менее 25 000 электромобилей и создано 9400 зарядных станций. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет минимум до 72 000. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г.

Но квота на Volkswagen ID.3 у российских импортеров марки появится только в 2023 г., а Hyundai Ioniq 5 пока не производится серийно, и данные по фактическому запасу хода на одной зарядке для него отсутствуют, указывает столичный дептранс в презентации. Renault в 2020 г. привез в Россию два Zoe и передал их в тестовую эксплуатацию дептрансу, говорит источник «Ведомостей». По его словам, серьезных нареканий к технике не было. Но пока столичные власти не определились с выбором марки и модели электрокара для Москвы, отмечает собеседник «Ведомостей». Представитель Renault в России отказался от комментариев. «Ведомости» также направили запрос в российские представительства Hyundai и VW.

Renault Zoe – компактный пятидверный хетчбэк с электродвигателем мощностью 80 кВт, или 108 л. с. Литий-ионный аккумулятор емкостью 52 кВт ч позволяет машине проехать на одной зарядке до 390 км (по паспорту). Максимальная скорость электрокара – 135 км/ч. Стоимость одной машины составляет около 3,5 млн руб.: т. е. закупка Москвы может стоить до 700 млн руб. При этом, если производство электромобилей не будет локализовано в России, с 1 января 2022 г. к их цене прибавится импортная пошлина в 15% (до конца 2021 г. она обнулена).

«Наша принципиальная позиция – максимально возможная локализация в РФ, соответствующая законодательству, поэтому сейчас все зависит от производителей», – пояснил представитель дептранса. Но поставка, по данным презентации, предполагает символическую локализацию техники в России на уровне 5–10%. Это означает, что автоконцерну-поставщику придется организовать минимальную досборку машин на базе своих дилерских центров, объясняет источник «Ведомостей». По его словам, это позволит получить российский сертификат происхождения транспортного средства, что необходимо для участия в госпрограммах поддержки спроса.

Минпромторг в сентябре 2021 г. опубликовал проекты расширения действия программ льготного автокредитования и льготного лизинга на российские электромобили, скидка по ним составит 25% от стоимости авто, но не более 625 000 руб. Именно операционный лизинг электромобилей, не предусматривающий выкуп в конце срока действия договора, рассматривается в качестве альтернативы покупке, следует из презентации дептранса.

Комплексное решение, согласно презентации, выглядит так: выбранная лизинговая компания закупает электромобили и зарядные станции и страхует их. Затем электрокары передаются городу. В процессе использования машин лизингодатель осуществляет полное техническое обслуживание, включая смену шин по сезону и регламентную замену батарей. Также лизингодатель осуществляет техприсоединение зарядных станций и занимается их обслуживанием в течение периода эксплуатации. Дептранс в таком случае лишь платит фиксированный ежемесячный платеж (его размер не указывается).

Электротранспорт в городе так или иначе будет развиваться, говорит аналитик «ВТБ-капитала» Владимир Беспалов. Скорее всего, московский дептранс собирается закупить электрокары в рамках эксперимента, который в том числе будет стимулировать развитие зарядной инфраструктуры в городе, считает он.