PwC ожидает снижения продаж легковых авто в России по итогам 2021 года

Это первый негативный прогноз аналитиков на текущий год
В долгосрочной перспективе PwC ожидает роста продаж новых легковых машин в России в среднем на 2% в год, следует из обзора
В долгосрочной перспективе PwC ожидает роста продаж новых легковых машин в России в среднем на 2% в год, следует из обзора / Андрей Гордеев / Ведомости

«Ведомости» ознакомились с обзором PricewaterhouseCoopers (PwC) по рынку легковых автомобилей в России и перспективам его развития в 2021–2027 гг. Согласно документу, в этом году при сохранении сложившейся конъюнктуры ожидается незначительное снижение уровня продаж. В России в этом году будет продано 1,47 млн легковых автомобилей, т. е. на 1,2% меньше прошлогоднего.

На продажи отечественных марок придется 310 000 шт. (-1,3%), на иномарки российской сборки – 919 000 шт. (-1,2%), на импорт – 239 000 автомобилей (-1,2%), подсчитали в PwC.

Это первый отрицательный прогноз для российского авторынка на 2021 г. До этого аналитики, опрошенные «Ведомостями», ожидали небольшого – в пределах 5% – роста продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV). Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) и вовсе прогнозировала рост рынка легковушек и LCV на 9,8% до 1,76 млн шт.

Но этот прогноз ассоциация давала еще в июле, опираясь на данные продаж за полгода, а они в январе – июне выросли на 37% по сравнению с тем же периодом 2020 г., составив 870 749 машин. Но с июля продажи начали снижаться. В сентябре произошел обвал рынка: продажи рухнули сразу на 22,6% из-за дефицита микрочипов, замедлив динамику роста за девять месяцев до 15%. Всего с января по сентябрь, по данным АЕБ, было продано 1,26 млн автомобилей. Из них на LCV пришлось 91 505 единиц, или 7,3% от общего объема продаж. Тогда же ассоциация, ссылаясь на «крайне нестабильную» ситуацию на рынке, пообещала в ноябре пересмотреть свой прогноз.

Аналитики PwC – одни из немногих, кто считает продажи легковых автомобилей отдельно от LCV. Методика подсчета основана на данных АЕБ, Федеральной таможенной службы, аналитического агентства «Автостат» и собственного анализа PwC, поясняется в обзоре. Снижение рынка легковых авто по версии PwC за прошлый год оказалось несколько меньше оценок АЕБ – минус 8,9 и 9,1% соответственно. При этом в деньгах падение оказалось не столь значительным и составило 3,7% до 2,45 трлн руб. за счет роста цен. Средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в 2020 г., по данным «Автостата», выросла на 7% до 1,68 млн руб. При этом по итогам августа 2021 г. она достигла 2,14 млн руб. Это на 21% больше, чем в начале года.

В этом году на динамику продаж новых автомобилей в России повлияли сбой в глобальных цепочках поставок комплектующих из-за коронавируса и отсутствие роста платежеспособности населения, следует из обзора PwC. Из позитивных факторов аналитики называют сохранение мер господдержки спроса на машины.

Основными мерами господдержки спроса на автомобили в России являются программы льготного автокредитования и автолизинга, а также госзакупки автотехники. В 2021 г. на льготное автокредитование было выделено около 9 млрд руб., еще 3,8 млрд – на льготный лизинг. Но лимиты по этим программам были выбраны еще в первом полугодии, и сейчас они не действуют.

Правительство рассматривало возможность выделить еще 5 млрд руб. на автокредиты, но в итоге отказалось от этого из-за сильного превышения спроса над предложением на рынке. Еще почти 16 млрд руб. в середине года было выделено на госзакупки машин «Скорой помощи» и школьных автобусов для регионов. Эту меру, как следует из проекта бюджета на 2022–2024 гг., планируется продлить и в 2022-м, и в 2023 г. с прежним объемом финансирования.

В долгосрочной перспективе PwC ожидает роста продаж новых легковых машин в России в среднем на 2% в год, следует из обзора. Таким образом, в 2022 г. в стране может быть продано 1,53 млн автомобилей, в 2023 г. – 1,55 млн, в 2024 г. – 1,58 млн, в 2025 г. – 1,61 млн, в 2026 г. – 1,71 млн и в 2027 г. – 1,74 млн машин. Данный прогнозный сценарий будет определяться эффективностью мер стимулирования экономики, добавляет PwC.

Консалтинговая компания также отмечает, что российские автолюбители становятся менее привязанными к традиционной модели владения транспортным средством и активно используют иные виды мобильности, в частности каршеринг, подписку на автомобили, велопрокат и кикшеринг (прокат самокатов. – «Ведомости»). Именно с ними в современных реалиях приходится конкурировать автопроизводителям, подчеркивает PwC.

Прогноз PwC похож на правду, соглашается эксперт SBS-Consulting Дмитрий Бабанский. Он также считает, что в перспективе продажи легковых автомобилей будут расти по мере адаптации автозаводов к текущим реалиям в части дефицита компонентов. По словам эксперта, электромобили смогут начать оказывать влияние на динамику продаж где-то с 2025 г., когда их стоимость снизится по отношению к текущей. На горизонте 2030 г. электромобиль в России станет дешевле примерно на 30% – в основном за счет удешевления себестоимости батарей и тяговых электродвигателей, оценивает Бабанский.