Срок ожидания нового автомобиля у дилеров вырос как минимум на 1,5 месяца
Это заставляет покупателей брать те модели, которые есть, или идти на рынок машин с пробегом, где выбор тоже невеликОб увеличении сроков ожидания новых автомобилей рассказали опрошенные «Ведомостями» автодилеры. По словам операционного директора «Авилона» Алексея Гуляева, этот срок в отношении машин массового сегмента (классы B и С) вырос на месяц-полтора с начала 2021 г. Время ожидания автомобилей различно как по бренду, так и по моделям внутри каждого бренда, указывает гендиректор «Автоспеццентра» Андрей Терлюкевич. «На многие импортные модели, особенно в хороших комплектациях, очередь перешла уже на 2022 г. Автомобили локальной сборки найти проще, но чем дороже комплектация, тем больше вероятность дефицита», – отмечает он.
Основатель и гендиректор «Транстехсервиса» Вячеслав Зубарев соглашается с этим, подчеркивая, что по автомобилям массового сегмента ситуация «меняется как калейдоскоп» и спрогнозировать сроки поставок очень трудно. Фактически ожидание может составлять и более 1,5 месяца, добавляет он. «Есть модели, которые уже произведены, мы видим их в цепочке поставок, но они не отгружаются по причине некомплектности (речь идет о нехватке микрочипов. – «Ведомости»)», – говорит Терлюкевич.
Дефицит электроники – ключевая проблема автопрома в этом году. Из-за дефицита автоконцерны сокращают производство либо останавливают конвейеры, что отражается и на поставках дилерам. Некомплектные автомобили в начале сентября начала выпускать на склад группа ГАЗ, говорил «Ведомостям» в интервью управляющий директор автозавода ГАЗ Андрей Софонов. Не удалось избежать последствий кризиса поставок микроэлектроники и московскому заводу Renault. С прошлой недели производство работает с перебоями из-за нехватки электронных компонентов, что в конечном счете сказывается на графике поставок, говорил «Ведомостям» представитель компании. В периодических простоях в сентябре находятся тольяттинская площадка «АвтоВАЗа» и калужская сборка Volkswagen Group.
У дилеров пока остаются модели, которые можно приобрести без ожидания, но в основном это либо автомобили в базовых комплектациях, как Volkswagen, либо в самом максимальном оснащении, как Mitsubishi, отмечает Гуляев из «Авилона». Выбор по комплектациям в ограниченном количестве есть у Hyundai, добавляет он. Покупатель старается не ждать – либо берут то, что есть в наличии, либо смотрят автомобили с пробегом, говорит Зубарев. Автомобиль с пробегом рассматривают только при наличии хорошего предложения, подчеркивает представитель «Рольфа».
Сохраняющийся дефицит новых автомобилей влияет на переориентацию клиентов на рынок подержанных автомобилей – сейчас скупают все модели, даже неликвидные, сказал «Ведомостям» представитель «Авито авто». Это вызывает дефицит и на рынке автомобилей с пробегом, поскольку люди до покупки новых не продают старые автомобили, добавляет он. По данным «Авито авто», продажи подержанных автомобилей в России в первом полугодии 2021 г. выросли на 14,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Вслед за ростом спроса на подержанные автомобили увеличивается и их средняя стоимость: за год цена выросла на 19% и составила в первой половине 2021 г. 330 000 руб.
При дефиците новых автомобилей у дилеров покупатели вынужденно уходят на вторичный рынок, соглашается представитель «Дром.ру». Он обращает внимание на рост спроса на автомобили массового сегмента возрастом до трех лет, поскольку именно их приобретают в качестве альтернативы новым. «В 2021 г. средняя скорость продажи трехлеток на вторичном рынке увеличилась практически в 2 раза, а общее количество сделок с этими машинами за январь – август 2021 г. выросло на 23% относительно аналогичного периода прошлого года», – отмечает он.
Определение сегмента масс-маркета на вторичном рынке в последний год сильно изменилось, добавляет представитель «Авто.ру». «Если раньше к нему относили машины стоимостью 300 000–500 000 руб. и именно они составляли ядро вторичного рынка, то теперь это автомобили ценового диапазона 500 000–800 000 руб.», – пояснил он. Кроме того, ощутимо выросла доля машин стоимостью 800 000 – 1,5 млн руб., теперь это каждый десятый продаваемый автомобиль с пробегом, а год назад их доля была в 2 раза меньше, отмечает собеседник «Ведомостей».
До конца 2021 г. ситуация со сроками поставок и дефицитом автомобилей останется без значительных изменений, считает Гуляев из «Авилона». Многое будет зависеть от того, как будет решаться вопрос с нехваткой полупроводников, и это касается не только массового сегмента, но и всего авторынка, подчеркивает он. Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов соглашается с ним. Если в начале года предполагалось, что ситуация с микрочипами будет нормализовываться в конце 2021 г. и дефицит сохранится лишь до 2022 г., то сейчас видно, что проблема может сохраниться до 2023 г., сказал он «Ведомостям». Если исходить из такого прогноза по поставкам микроэлектроники, то ожидать кардинального улучшения в плане поставок автомобилей не приходится, констатирует он.