Каршеринг «Делимобиль» к ЧМ-2022 по футболу заработает в Катаре
В стране много подержанных автомобилей, которым не могут найти примененияО планах по запуску сервиса краткосрочной аренды автомобилей в Катаре «Ведомостям» рассказал основатель «Делимобиля» Винченцо Трани. По его словам, сейчас идут «горячие» переговоры с шестью местными компаниями по франчайзинговой модели каршеринга. Контракт пока ни с кем не подписан, поскольку компания всего несколько месяцев назад закончила работу над юридической и маркетинговой документацией для данной модели.
Источник «Ведомостей» в дипломатических кругах подтвердил информацию о планах «Делимобиля» выйти на рынок Катара в следующем году при помощи франчайзинговой модели. От дальнейших комментариев он воздержался.
Много доступных автомобилей
Трани пояснил, что местная специфика Катара – отсутствие рынка подержанных автомобилей. По его словам, «их некуда девать и они стоят копейки». «Есть много машин, которые покупают экспаты и другие люди, которые приезжают в страну по работе. Когда они уезжают, продают машины местным сервисам по долгосрочной аренде автомобилей. Но в какой-то момент у этих компаний не осталось возможностей по выкупу подержанных машин. И автомобили просто простаивают. Возможность получить в пользование парк таких машин – большой плюс для нас», – сказал Трани. По его данным, схожая ситуация сложилась и в Дубае, где также много экспатов.
Катар – небольшое государство, расположенное на одноименном полуострове в Персидском заливе. Эта территория богата нефтью и газом, на добыче которых и основана экономика страны. Площадь Катара – 11 586 кв. км, т. е. почти в 4 раза меньше Московской области. Население страны на середину 2019 г. составляло порядка 2,64 млн человек. При этом в 2020 г. Катар занял четвертую строчку в рейтинге МВФ по объему ВВП на душу населения ($93 508).
Итальянский пионер российского каршеринга
«Делимобиль» в 2015 г. основал итальянский банкир и предприниматель Винченцо Трани, который инвестирует в российские активы через основанную им Mikro Kapital Group. До этого единственным сервисом каршеринга был основанный в 2012 г. Anytime, но его парк был достаточно мал – менее 1000 автомобилей. Anytime был приобретен Mikro Kapital в мае 2018 г. Теперь под этим брендом поминутный каршеринг развивается за рубежом. В России Anytime Prime занял нишу автомобилей по подписке. Всего в парке «Делимобиля» сейчас 16 000 автомобилей. Сервис доступен в 11 городах России. Количество пользователей превышает 5,5 млн человек, в сутки суммарно совершается более 120 000 поездок. В начале лета 2021 г. «ВТБ капитал» приобрел 13,4% сервиса «Делимобиль» за $75 млн. Сейчас компания готовится к IPO, планирует его провести до конца 2021 г. По оценке источников Reuters, компания в ходе размещения может привлечь порядка $350 млн.
Авторынок Катара в последние годы сокращается. По данным агентства «Автостат», своего максимума продажи автомобилей в этой стране достигли в 2014 г., когда было реализовано 100 000 машин. По итогам 2018 г. рынок сократился вдвое до 50 757 автомобилей, падение продолжилось и в 2019 г. (-1,8%), а также в коронавирусном 2020 году. В прошлом году в Катаре было продано лишь 40 725 машин, что на 18,2% меньше, чем годом ранее. В I квартале 2021 г. также произошло снижение продаж, но во втором они начали быстро – сразу на 73% – расти на низкой базе 2020 г. Всего в апреле – июне было продано 10 078 автомобилей.
В качестве местных партнеров «Делимобиль» в первую очередь рассматривает digital-предпринимателей, работающих в транспортной сфере, и лизинговые компании, пояснил Трани. Во вторую – прокатные компании и местных автодилеров. «Общая документация готова. Технические доработки под конкретных партнеров будем делать уже в процессе переговоров», – добавил он. По словам Трани, в парках потенциальных партнеров есть как новые, так и подержанные автомобили и их соотношение для будущего сервиса сейчас не определено. Подержанные автомобили в Катаре в прекрасном состоянии – из-за размеров государства у них очень маленький пробег и клиенту не придется переплачивать за то, что транспортное средство попало к нему совершенно новым, отметил Трани. «Однозначно к чемпионату мира по футболу 2022 г. проект будет запущен. Это сдержанный прогноз, безусловно, мы рассматриваем и более ранние сроки», – сказал он.
«Делимобиль» уже выходил на зарубежные рынки. В 2018 г. компания купила старейшего российского оператора каршеринга Anytime и под его брендом в 2019 г. запустила сервис краткосрочной аренды автомобилей в Чехии. Также этот сервис предоставляет услуги в Белоруссии и Казахстане.
На внутреннем рынке Катара услуга не будет пользоваться сверхпопулярностью ввиду достаточно высокого уровня автомобилизации населения, сказал «Ведомостям» руководитель проектов транспортной инфраструктуры «Сколково» Кирилл Жанайдаров. В Катаре достаточно доступное такси, но у туристов спросом пользуется также и аренда автомобилей, отмечает он. Поэтому под чемпионат мира модель рабочая, в 90% случаев машину возьмут туристы, но как развивать бизнес дальше – большой вопрос, резюмировал эксперт.
Экспансия отечественных сервисов
«Делимобиль» не первый российский сервис, который выходит зарубеж. В последнее время очевиден тренд на международную экспансию со стороны российских компаний, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Так, основатели «Самоката» запустили сервис по доставке продуктов Buyk в США. Компания начинает работу с Нью-Йорка и уже привлекла от сторонних инвесторов $46 млн. У «Яндекса» есть сервис по быстрой доставке продуктов в Париже, Лондоне и Тель-Авиве. Во многих странах (например, США, Франции, Италии, Испании, Польше, Германии) работает крупнейший российский онлайн-ритейлер Wildberries. «Российские компании, чья деятельность связана с ключевыми направлениями онлайн-бизнеса, обладают высоким уровнем конкурентоспособности, у них хорошо развиты IT-решения, которые позволяют им активно развиваться на зарубежных рынках», – объясняет Бурмистров.
Если говорить, например, о доставке продуктов, то в отличии от российского рынка, который считается довольно консолидированным и высококонкурентным, во многих странах, например США, этот сегмент представлен большим количеством мелких игроков. Так как российские компании научились работать с маленькими чеками, с бесплатной или дешевой доставкой, то они смогут за счет этого занять довольно существенную часть этих рынков, говорит Бурмистров. Ранее сооснователь «Самоката» Родион Шишков рассказывал, что в том же Нью-Йорке нет серьезных игроков, занимающихся экспресс-доставкой продуктов.
С ним в целом согласен и партнер исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников, который добавляет, что после успеха на внутреннем рынке компании решают применить эти модели уже в других странах. Кроме того, их подстегивает пример конкурентов: после выхода на зарубежные рынки «Яндекса», Wildberries, «Самоката» многие игроки также хотят попробовать себя в международной сфере. Присутствие компании на рынках разных стран и готовность к расширению также привлекают к ней новых инвесторов, резюмирует Овчинников.