Мировые автоконцерны не смогут собрать до 9 млн новых автомобилей в 2021 году

Ситуация с дефицитом микрочипов нормализуется не раньше второй половины следующего года
Ситуация с дефицитом микрочипов нормализуется не раньше второй половины следующего года
Ситуация с дефицитом микрочипов нормализуется не раньше второй половины следующего года / Toru Hanai / REUTERS

Аналитики BCG оценили, какое влияние на мировой объем автопроизводства оказывает глобальный дефицит полупроводников: автопроизводители не смогут выпустить в этом году от 7 млн до 9 млн легковых автомобилей (исследование есть у «Ведомостей»). В I квартале 2021 г. потери мирового авторынка составили примерно 1,4 млн новых автомобилей, во II квартале – 2,6 млн штук. Во второй половине года, согласно прогнозам BCG, не будет собрано еще 3–5 млн автомобилей. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 77 млн легковых машин.

Проблемы с поставками микроэлектроники для автопрома возникли ранее 2020 г., отмечают авторы исследования. Но в прошлом году в период пандемии коронавируса они усугубились на фоне роста спроса со стороны производителей других товаров, особенно бытовой электроники. В 2021 г. сбои поставок автокомпонентов также происходили под влиянием погодных катаклизмов и антропогенных катастроф, нарушающих цепочки поставок, – аналитики BCG вспоминают, например, ледяной шторм в Техасе (февраль) и пожар на фабрике микрочипов компании Renesas Electronics в Японии (март).

Самые существенные потери из-за нехватки электронных компонентов понесли Ford (падение выпуска в этом году более чем на 700 000 шт.), Stellantis (марки Fiat, Citroen, Chrysler, Dodge, Jeep – падение почти на 600 000 шт.) и альянс Renault-Nissan-Mitsubishi (падение более чем на 415 000 шт.), говорится в исследовании.

Аналитики BCG также отмечают, что ситуация с поставкой чипов не улучшается в III квартале, как ожидалось ранее. Причина – остановка заводов после вспышки в мире нового штамма коронавируса «Дельта».

При этом осенью, с началом нового учебного года и делового сезона в целом, начнется традиционный всплеск спроса на микросхемы со стороны других отраслей, в том числе производителей бытовой электроники. Это неизбежно означает увеличение дефицита чипов для автопрома, предупреждают в BCG. Ранее директор по маркетингу МЦСТ (разработчик процессора «Эльбрус») Константин Трушкин пояснял, что поставщики автокомпонентов из-за меньших по сравнению с компьютерщиками объемов закупок не так интересны производителям микрочипов и поэтому «оказываются в конце очереди на закупку».

Аналитики BCG отмечают, что сейчас мощности по монтажу плат заняты на 6–12 месяцев вперед. «Мы ожидаем выхода предложения микрочипов на уровень, когда оно сможет удовлетворить спрос автомобильной промышленности, не ранее второго полугодия 2022 г.», – говорится в исследовании. 

Соруководитель глобальной автомобильной практики BCG Артурс Смилкстиньш подтверждает, что ситуация с дефицитом микрочипов сказалась также на объемах производства автомобилей в России, но цифр не приводит.

По данным Росстата, производство легковых автомобилей в России в январе – июне 2021 г. выросло на 44,3% к 2020 г. Но в сравнении допандемийным 2019 годом упало на 7%, составив 736 000 шт. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в июле продажи новых машин в России сократились на 6,5% к тому же месяцу прошлого года до 132 640 шт., хотя еще в июне рынок рос на 28,7%. 

Из-за нехватки микроэлектроники марки Bosch этим летом неоднократно приостанавливал свой конвейер крупнейший российский производитель «АвтоВАЗ». Ранее опрошенные «Ведомостями» автодилеры сообщали, что эти внеплановые паузы привели к дефициту в России самых популярных моделей – автомобилей Lada Granta и Vesta. В августе «АвтоВАЗ» вновь приостановил работу завода в Тольятти на неделю с 23-го по 27-е число. 

Президент «АвтоВАЗа» Николя Мор 24 августа жаловался, что для продаж Lada август и сентябрь будут сложным периодом на фоне перебоев в производстве из-за дефицита компонентов автоэлектроники. «Вероятность того, что мы стартуем на следующей неделе, высока, но, возможно, не на стандартной скорости конвейера, – отметил он в кулуарах автомобильного форума IMAF 2021 в Москве (цитата по «Интерфаксу»). – Сейчас мы планируем максимально восполнить потери в производстве до конца года и получаем заказы от наших клиентов, чтобы доставить машину в течение 2–3 месяцев».

В пресс-службе «АвтоВАЗа» отказались комментировать дальнейший график работы завода и прогнозировать объемы сокращения выпуска. 

В июне конвейер в Нижнем Новгороде также вынужден был приостановить концерн Volkswagen. Предприятие выпускает Skoda Karoq, Kodiaq, Octavia и новый кроссовер Volkswagen Taos. Основная российская площадка Volkswagen в Калуге, где собирают VW Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid, работала без перебоев, сообщала ранее компания. В Volkswagen на запрос не ответили.

Приостановка выпуска машин в России грозит сегодня всем компаниям, сказал «Ведомостям» сотрудник одного из автозаводов. Он добавил, что ситуация с поставками микроэлектроники мониторится в ежедневном режиме и делать прогнозы очень трудно.

Представители концерна Nissan в России и группы «Соллерс» заявили «Ведомостям», что риски приостановки выпуска автомобилей в России сохраняются. «Мы реагируем на них в онлайн-режиме, на данный момент успешно. Прогнозировать, что будет дальше, мы пока не видим возможности», – сказал представитель Nissan. Он добавил, что завод компании в Санкт-Петербурге пока не останавливал конвейер из-за дефицита микрочипов. 

Представитель «Соллерс» уточнил, что компания уже столкнулась с перебоями в поставках устройств «Эра-Глонасс» и приостанавливала отгрузку автомобилей на несколько дней по этой причине. В «Соллерсе» прогнозируют, что ситуация с поставками микроэлектроники для автопрома нормализуется лишь к концу 2022 г. Другие крупные автопроизводители на запросы «Ведомостей» не ответили.

«Электроники в линейке российских заводов в процентном отношении меньше, чем на европейском производстве. В частности, популярны автомобили с механической коробкой передач. Поэтому на автозаводах в России проблема остановки конвейеров [из-за нехватки электронных комплектующих] не такая острая. Но она есть, и быстро решить ее не удастся», – говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. При этом «Автостат» прогнозирует рост продаж легковых автомобилей на 5% к 2020 г. до 1,56 млн шт., несмотря на дефицит чипов.

По словам Смилкстиньша, пока проблемы с дефицитом микрочипов не отступают, производители могут пересмотреть модельный ряд и комплектации или активизировать продажи на вторичном рынке.

Ситуация с дефицитом микрочипов нормализуется не раньше второй половины следующего года