Дилеры хотят уйти с «Авто.ру» и «Авито» из-за роста цен на рекламу
И сделать свой агрегатор объявленийАссоциация «Российские автодилеры» (РоАД) приступила к разработке концепции собственного онлайн-агрегатора объявлений о продаже подержанных автомобилей (классифайда. – «Ведомости»), рассказал «Ведомостям» ее представитель. По его словам, РоАД будет не единственным учредителем классифайда, к этому планируется привлечь дилеров – участников ассоциации. «Мы активизировались из-за текущей ситуации на рынке с ростом цен на существующих площадках. Сейчас идет рассмотрение различных юридических конструкций по организации нашего классифайда. Впереди подключение дилеров, наращивание базы и регулирование внутренних алгоритмов работы», – пояснил собеседник газеты.
Классифайд – это онлайн-доска объявлений, сгруппированных по темам. Основные классифайды подержанных автомобилей в России – «Авто.ру», принадлежащий «Яндексу», «Авито авто» и «Дром». По собственным данным компаний, на момент написания заметки на их площадках размещено 374 679, 586 859 и 523 484 объявления соответственно.
Размещение для физических лиц бесплатное. Для дилеров же классифайды являются посредниками, получая вознаграждение за размещение и продвижение объявлений о продаже автомобилей. Эти площадки удобны покупателям и от этого отталкиваются дилеры, объясняет представитель РоАД. У ГК Favorit Motors порядка 60% автомобилей с пробегом продается через классифайды, сказал «Ведомостям» основатель компании Владимир Попов. Владелец крупного дилера в Северо-Западном федеральном округе «Прагматика» и вице-президент РоАД Владислав Рыдаев говорит о 80% подержанных авто, продаваемых через онлайн-площадки. У ГК «Автоспеццентр» (АСЦ) этот показатель находится в районе 70%, отметил директор департамента автомобилей с пробегом группы Владимир Желобов.
Создание дилерского классифайда – не самоцель, а попытка решить проблему, с которой авторитейлеры сталкиваются в последние несколько лет, пояснил Рыдаев «Ведомостям». Средняя стоимость размещения одного объявления на классифайде для дилера с 2016 по 2021 г. включительно выросла почти в 6 раз до 7550 руб., оценил Попов. Оба топ-менеджера говорят о непрозрачном ценообразовании у классифайдов, основанном на личных договоренностях с авторитейлерами. «В этой связи РоАД ищет возможности для снижения затрат дилеров на привлечение клиентов», – объясняет Рыдаев. По его словам, классифайд РоАД не будет бесплатным, но позволит увеличить конкуренцию в сегменте, что обеспечит снижение цен на размещение. Конкретные решения в этой части возможны до конца года, считает он.
Подержанных больше
Рынок легковых автомобилей с пробегом в России кратно больше, чем новых. По данным аналитического агентства «Автостат», за первые пять месяцев 2021 г. он составил 2 261 400 единиц, что на 28% больше показателя января – мая 2020 г. Из них доля продаж через дилеров составила 14,3% против 13,7% годом ранее. Продажи новых легковых автомобилей за тот же период выросли на 38,7% до 657 950 шт. Это почти в 3,5 раза меньше, чем объем рынка подержанной техники.
«Авто.ру» стал сейчас самым дорогим источником трафика, дилеры из-за нерентабельности вынуждены ограничивать свой бюджет по размещению объявлений на этой площадке, сказал «Ведомостям» директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский. Говоря о дилерском классифайде, он отметил важность просчета всей бизнес-модели, стоимости привлечения клиентов и продвижения онлайн-площадки. «Эксперты РоАД должны понимать источники трафика, откуда будет приходить клиентский поток», – указывает Каменский. Идея создания классифайда от РоАД отличная, но реальных конкурентов у «Авто.ру» нет, добавляет заместитель гендиректора по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автоdom» Владислав Хайновский.
Желобов не разделяет идеи ассоциации о создании собственного классифайда. «Мы вырастим еще одного конкурента нашим собственным сайтам, в частности. Кроме того, «Авто.ру» никогда не даст себя обойти в вопросе тематического поиска. Это наглядно видно и по «Авито», – говорит он.
Вряд ли у РоАД получится создать эффективный классифайд, соглашается с ним экс-президент РоАД и основатель профессионального сообщества «Автомаркетолог» Олег Мосеев. «Технологически сделать платформу несложно, больше 30 млн руб. это не стоит. Но ее продвижение на рынок – не менее 500 млн руб., а в идеале – 1 млрд руб. Этих денег у ассоциации нет. Не очень верю, что дилеры готовы на это скидываться», – отмечает он. По словам Мосеева, чтобы имеющиеся классифайды начали сбрасывать цены, новая площадка должна быть сопоставима с ними как по объему предложений, так и по количеству клиентов. А для этого «нужно потратить очень много денег».
Стоимость размещения объявлений о продаже автомобилей с пробегом в Москве и Петербурге за последние 10 месяцев выросла не более чем на 12%, сказал «Ведомостям» представитель «Авто.ру». Он напомнил, что весной 2020 г., в период карантина, сервис практически обнулил тарифы на все свои услуги, а после возвращал их постепенно. Для надежных крупных партнеров с качественным контентом предусмотрена система скидок, за счет чего многим удается размещаться с большим дисконтом, добавил собеседник газеты.
На «Авито авто» стоимость пакетов услуг для дилеров выросла на 10% в 2020 г. и еще на 10% – в нескольких пакетах в 2021 г., сказал «Ведомостям» представитель компании. По его данным, сейчас стоимость размещения объявления на площадке составляет 500 руб. за один автомобиль. Из почти 587 000 имеющихся на площадке объявлений о продаже автомобилей 170 000 представлено дилерскими центрами, говорит представитель «Авито авто». Даже если объединить крупнейших дилеров в один классифайд, вряд ли он привлечет 50 млн продавцов и покупателей в месяц, как это делает «Авито», сомневается он. Представитель «Дрома» не ответил на вопросы «Ведомостей».