«АвтоВАЗ» вынужден выпускать автомобили без магнитолы и мультируля

В условиях дефицита микроэлектроники покупатели берут и это
Мировой дефицит микроэлектронных компонентов докатился до российских заводов лишь в начале июня 2021 г.
Мировой дефицит микроэлектронных компонентов докатился до российских заводов лишь в начале июня 2021 г. / Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» в июне стал предлагать дилерам Lada Vesta, Xray и Largus в комплектации «комфорт лайт» – без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы. Об этом «Ведомостям» рассказали автодилеры марки – «Транстехсервис» (ТТС) и еще два крупных продавца «АвтоВАЗа». Стоимость такой комплектации лишь на 10 000–13 000 руб. дешевле, чем с указанными опциями, но зато такие автомобили есть в наличии у дилеров. А по тем, которые оснащены богаче, срок ожидания составляет порядка двух месяцев без гарантии сохранения цены, говорят дилеры.

«Все автомобили в комплектации «комфорт лайт» будут проданы в течение месяца с момента поставки дилеру на фоне дефицита по остальным модификациям и предстоящего корпоративного отпуска завода», – прогнозирует представитель одного из дилеров. У покупателей нет выбора, поэтому покупают что есть и доплачивают порядка 50 000 руб. за установку магнитолы в салоне, резюмирует он. По оценке продавца, дефицит на Lada Largus и Lada Vesta в полных комплектациях сохранится до сентября.

«Чтобы сократить сроки поставки автомобилей из-за дефицита компонентов, «АвтоВАЗ» предложил дилерам поменять комплектации в производственном заказе, исключив эти опции. Первые Largus в урезанной комплектации уже появились на наших складах. Эти изменения обговариваем с клиентами, которые уже внесли предоплату на автомобиль. Есть те, кто соглашается получить автомобиль в оговоренные сроки, но с меньшим оснащением. Есть и те, кто готов на продление сроков ожидания своего автомобиля с дополнительными опциями», – сказал «Ведомостям» гендиректор и основатель ТТС Вячеслав Зубарев. По его словам, автомобили без магнитолы и мультируля пользуются спросом – «АвтоВАЗ» исключил не самые необходимые опции, а сроки поставки имеют значение из-за роста цен. Например, «АвтоВАЗ» уведомил дилеров, что с 1 июля будет очередное подорожание от 15 000 до 25 000 руб. на весь модельный ряд, отмечает Зубарев. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу «АвтоВАЗа», но комментариев не последовало.

По данным CNBC, многим автопроизводителям с 2020 г. приходится периодически приостанавливать производство, сокращать штаты и снижать прогнозы выпуска автомобилей на 2021 г. из-за нехватки микроэлектронных компонентов. Аналитики AlixPartners прогнозируют, что из-за этого мировой автопром поставит в 2021 г. примерно на 4 млн автомобилей меньше, чем ожидалось, и это обойдется ему примерно в $110 млрд недополученного дохода. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 56 млн легковых автомобилей. По мнению большинства топ-менеджеров отрасли, нехватка чипов продолжит оказывать негативное влияние на производство и в 2022 г.

Автозаводы по-разному компенсируют нехватку микроэлектроники в производстве. Некоторые из них, например Mercedes, идут на перераспределение, используя чипы для выпуска более дорогих моделей за счет более дешевых. Кроме того, они прибегают к упрощению комплектаций моделей, чтобы компенсировать снижение объемов производства. Так, по информации агентства Bloomberg, японская автокомпания Nissan лишила ряд моделей привычной для них навигационной системы. А американская марка Ram Trucks выпускает свой пикап-бестселлер 1500 без интеллектуальной системы мониторинга слепых зон. General Motors выпускает пикап Silverado без вспомогательной системы контроля двигателя. Peugeot заменила на модели 308 цифровую приборную панель на аналоговую.

Мировой дефицит микроэлектронных компонентов докатился до российских заводов лишь в начале июня 2021 г. «АвтоВАЗ» останавливал выпуск Lada Granta, Largus и Xray 2 и 3 июня. Однако, едва запустив конвейер, компания была вынуждена продлить простой до 9 и 11 июня в зависимости от производственной линии. Риска приостановок из-за дефицита компонентов до июля нет, однако временные простои в будущем не исключены, передавал «Интерфакс» слова главы компании Николя Мора 11 июня. Но уже 23 июня глава профсоюза «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев сообщил агентству, что производство Lada Largus и Lada Xray вновь приостановлено из-за дефицита компонентов. Кроме того, 17–18 и 21–22 июня Volkswagen из-за дефицита микроэлектронных компонентов приостанавливал сборку автомобилей на площадке группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Там делают Skoda Karoq, Kodiaq, Octavia и новый кроссовер Volkswagen Taos. Основная площадка Volkswagen в России в Калуге, где собирают VW Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid, работала в стандартном режиме, сообщала компания. Представители Nissan, Toyota, Hyundai, Peugeot-Citroen и «Соллерс» сказали «Ведомостям», что их заводы в России работают по плану и приостановок пока не планируется. Представитель группы ГАЗ от комментариев отказался.

Нехватка микрочипов в разных регионах планеты, связанная с разрушением производственных цепочек из-за пандемии коронавируса и торговой войны США – Китай, отмечается с осени 2020 г. Ко II кварталу 2021 г. фактически наступил пик дефицита микрочипов во всем мире, сказал «Ведомостям» аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По его прогнозам, со следующего квартала ситуация постепенно начнет нормализовываться, но дефицит все равно будет сохраняться. Так будет продолжаться примерно до конца 2021 г., а окончательно дефицит прекратится только в первом полугодии 2022 г., ожидает аналитик. Поэтому начиная со второго полугодия больших производственных срывов у «АвтоВАЗа» быть не должно. Но и текущие простои вряд ли обойдутся предприятию дорого – дефицит хоть и скажется на удорожании комплектующих, но это можно переложить на потребителей, рассуждает Беспалов. Предполагаемое повышение цен компанией с 1 июля будет уже четвертым в этом году.