Продажи электромобилей в России выросли в 7 раз

Покупатели хотят успеть до того, как поднимутся ввозные пошлины
Рынок электромобилей в России остается очень маленьким
Рынок электромобилей в России остается очень маленьким / Максим Стулов / Ведомости

Объем рынка новых электромобилей в России по итогам пяти месяцев 2021 г. составил 650 шт., что в 7 раз больше, чем в январе – мае 2020 г., и в 5,5 раза больше, чем за тот же период доковидного 2019 года, подсчитало аналитическое агентство «Автостат». При этом в мае 2021 г. продажи выросли в 10 раз к маю 2020 г. и в 5,5 раза к маю 2019 г. Всего за прошлый месяц было продано 148 электромобилей. Причем 60% из них пришлось на две модели – Porsche Taycan стоимостью от 6,78 млн руб. и Audi e-tron, за который придется выложить не меньше 6,35 млн руб.

Рынок электромобилей в России остается очень маленьким и даже его рост в разы не позволяет говорить о прорыве в этой части, сказал «Ведомостям» аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По данным Европейской ассоциации автомобильных производителей (ACEA), продажи электромобилей в Евросоюзе по итогам I квартала 2021 г. выросли на 59% и достигли отметки в 146 200 шт. Германия остается крупнейшим рынком для электромобилей в Европе – за квартал там было продано 64 800 единиц автотехники с электрическим двигателем (+149% год к году).

По словам Беспалова, влияние на рост рынка в России оказали истекающая в конце 2021 г. нулевая пошлина на ввоз электромобилей, а также сложившийся на рынке дефицит новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, особенно в премиум-сегменте. «Предполагая, что нулевая пошлина продлена не будет, люди хотят купить электромобиль до неминуемого подорожания», – соглашается руководитель управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) весной 2020 г. обнулила на срок до конца 2021 г. ввозную пошлину для электротранспорта на пространстве Евразийского союза. Это было сделано для создания стимулов по формированию необходимой зарядной инфраструктуры, а также с учетом отсутствия внутреннего производства и скачка курсов нацвалют. В конце мая 2021 г. «Коммерсантъ» писал, что, несмотря на планы правительства РФ по поддержке развития рынка электромобилей, ни одна из стран союза не выступила за продление нулевой ставки пошлины и с 2022 г. при ввозе автомобиля с электродвигателем на пространство ЕАЭС придется заплатить 15% от его таможенной стоимости.

Помимо ожидаемого роста импортной пошлины следует иметь в виду выход новинок у Porsche и Audi, развитие сети зарядных станций и то, что иметь электромобиль становится модно у обеспеченных слоев населения, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Развитие зарядной инфраструктуры в России идет быстрее роста парка электромобилей, сказала «Ведомостям» председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. По ее данным, количество зарядок для электромобилей в России за два года выросло в 5 раз – до примерно 1500 шт. Как следует из данных «Автостата», парк электромобилей в России с конца 2020 г. по май 2021 г. вырос лишь в 1,8 раза до почти 11 500 шт.

По оценке компании it.Charge, которая занимается технологиями управления зарядных станций для электромобилей, сейчас в мире 7,1 млн электромобилей и 862 000 зарядных станций. По прогнозу Bloomberg, мировой парк электромобилей к 2025 г. вырастет до 10 млн шт., а к 2040 г. доля электромобилей в общих продажах легковых автомобилей составит 55%.

Рынок электромобилей в России остается очень маленьким