Правительство повысит утильсбор на автомобили в феврале или марте
Эксперты сдержанно оценивают меру, которая приведет к росту локализованных в РФ машинСовещание по этой теме состоялось в ведомстве на прошедших выходных. Предложение так же без труда получит поддержку Минфина, так как сборы принесут дополнительный доход в бюджет, говорит источник газеты в правительстве.
Документ будет в ближайшее время опубликован на regulation.gov.ru и принят в десятых числах февраля, ожидает собеседник «Ведомостей» в одной из российских автокомпаний. Собеседник в другом локализованном в России производителе говорит, что сбор повысят с марта, так как процедура общественного обсуждения и принятия займет какое-то время. Задержка с индексацией, которую планировалось провести с 1 января, объясняется непопулярностью меры. В декабре в аппарате правительства Минпромторгу предложили отложить проект из-за тяжелой ситуации в экономике и роста цен на продукты питания.
Представители Минфина и правительства отказались комментировать этапы обсуждения документа. Представитель Минпромторга лишь заявил, что допдоходы направляются на программы стимулирования спроса на автомобили.
Утилизационный сбор – это платеж автопроизводителей за утилизацию товара. Формально это сбор в пользу экологии, фактически его ввели в 2012 г., когда Россия вступила в ВТО и взяла обязательство постепенно снижать ввозные пошлины, которые тогда составляли 30–35% стоимости машин. Для сохранения уровня тарифной защиты и был введен сбор, который сначала платили только импортеры, а затем он распространился и на местные заводы.
Но локальным производителям Минпромторг выплачивал промсубсидии, которые полностью компенсировали утильсбор. Однако с 2020 г. только 50% субсидий концерны получили гарантированно, вторую половину давали пропорционально набранным за локализацию баллам. В 2021 г. уже 75% будут начислять исходя из баллов. При этом «Ведомости» ранее писали о том, что уровень локализации российских автозаводов по методике расчета Минпромторга в среднем остается крайне низким.
«Минэкономразвития поддерживает индексацию утильсбора через увеличение базовой ставки на 25% для сохранения уровня тарифной защиты», именно на столько девальвировался в 2020 г. рубль по отношению к иностранным валютам, считают в министерстве. «Это привело к снижению доли утильсбора в цене импортируемых автомобилей – их таможенная стоимость номинируется в иностранной валюте, а размер утильсбора зафиксирован в рублях», – объясняют в ведомстве. По оценке министерства, которая оказалась в распоряжении «Ведомостей», цены на машины локальной сборки после повышения утильсбора в среднем вырастут менее чем на процент (на 0,005%) с учетом компенсирующих промсубсидий. При этом в министерстве не учитывают, что компенсация в 2021 г. будет неполной. На импортные автомобили цены вырастут на 2%. «Потенциальный эффект роста стоимости импортного автомобиля – 70 000 руб. (+2%)», – говорится в материалах министерства.
«На наш взгляд, очередное повышение утилизационного сбора выглядит недостаточно обоснованным», – замечает представитель Nissan. Импорт автомобилей на российский рынок последнее время не растет, а основная цель механизма утильсбора – защита рынка от импорта, поясняет он.
Аналитики, опрошенные газетой, оценивают повышение утильсбора по-разному, соглашаясь в одном: цены на автомобили в любом случае вырастут.
«Мы будем наблюдать постепенное увеличение стоимости, как это было в предыдущие периоды индексации, когда производители прибавляли по 5–10% к цене, общий эффект повышения растягивается на год-полтора», – говорит партнер Deloitte Татьяна Кофанова. Сильнее всего в этот раз может пострадать коммерческий транспорт: с конца 2019 г. массу машины, от которой зависит размер утиля, стали считать вместе с грузом. Источник «Ведомостей» в одном из грузовых автопроизводителей считает, что при средней стоимости тягача 9 млн цена на машину поднимется на 3%.
Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов напоминает, что производители уже подняли цены в начале года, в дальнейшем рост не превысит 1–2%. Индексация коснется в первую очередь импортных машин, но сегодня иномарки зарубежной сборки смещаются в более высокий ценовой сегмент, где чувствительность потребителей к повышению цен существенно ниже, чем у дешевых машин. «Это те автомобили, которые люди хотят купить и на которые у них есть деньги, поэтому небольшая индексация, которая произойдет после повышения утильсбора, не приведет к изменению спроса на такие машины», – отметил Беспалов.
Повышение сбора приведет к росту доли марок с относительно высокой степенью локализации, в первую очередь Renault, Lada и корейских брендов Kia и Hyundai, предупреждает руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ компании EY Андрей Томышев. «Такие компании получат более высокую конкурентоспособность по сравнению с нелокализованными, и их доля на рынке, которая и так росла в последние годы, увеличится еще больше», – отметил эксперт.