Авторынок России справился с пандемичным 2020 годом лучше других авторынков мира

Но до объемов 2019 года он не восстановится и в 2021 году
Во время пандемии только российский и китайский авторынки упали менее чем на 10%, остальной мир пережил более драматичное падение
Во время пандемии только российский и китайский авторынки упали менее чем на 10%, остальной мир пережил более драматичное падение / Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России вырастут в 2021 г. на 2,1% и превысят 1,6 млн единиц. Такой прогноз сделал председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томас Штэрцель, выступая на конференции 14 января.

По его словам, в 2020 г., несмотря на пандемию, в стране было продано 1,598 млн легковых машин. Это на 9,1% меньше, чем в 2019 г., но больше сентябрьских прогнозов АЕБ в 1,52 млн автомобилей.

Лидером на российском рынке традиционно остается Lada, за 2020 г. было продано 343 500 автомобилей этой марки (см. таблицу). Top-5 рынка с 2019 г. поменялся не сильно: из пятерки лидеров ушла Toyota, ее место занял Volkswagen, в списке остались Kia, Hyundai и Renault. Среди моделей топовыми остаются автовазовские Granta и Vesta.

Штэрцель отметил, что, хотя прибыльность автобизнеса в 2020 г. снизилась, полного коллапса на авторынке и банкротств дилеров удалось избежать благодаря государственной поддержке. Управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев согласен с тем, что ключевыми мерами поддержки были госпрограммы автокредитования – это «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» (правительство уже продлило их на 2021 г.). «Сейчас до 60–70% автомобилей продается в кредит. Субсидирование кредитов очень эффективно», – отметил Калицев.

В итоге по объемам продаж машин Россия поднялась в европейском рейтинге с пятой на четвертую строчку, оставив позади Италию (самым крупным авторынком в Европе остается Германия). А в общемировом – с 12-го на 10-е место (первое – за Китаем). Во время пандемии только российский и китайский рынки показали падение менее чем на 10%.

Штэрцель считает, что восстановление рынка в 2021 г. будет возможно, только если не будет локдаунов, а ситуация с дефицитом машин у дилеров и повышенным спросом у клиентов стабилизируется. Штэрцель полагает, что это может произойти уже в I квартале 2021 г.

Напомним, что с конца лета у дилеров наблюдался дефицит автомобилей на складах: после открытия салонов клиенты массово пришли покупать автомобиль, опасаясь повышения цен. В то же время весной заводы приостанавливали производство, в результате предложение сократилось.

Впрочем, директор по маркетингу сети «Авилон» Андрей Каменский считает, что дефицит автомобилей сохранится, как минимум, в I квартале, а в целом объемы запасов на складах существенно не изменятся до середины года.

При этом он полагает, что сдержать рынок может рост цен на автомобили, который уже начался в январе и составил 2–5% в разных сегментах.

Прогнозы российских автодилеров на 2021 г. в целом совпадают с прогнозами европейских производителей: рынок вырастет на 3–5%, говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев. «На рынок в этом году будут влиять два фактора – это рост цен и уровень доходов населения. Поскольку пока нет перспектив для роста доходов населения, определяющим фактором станет поддержка спроса правительством через программы льготного кредитования», – говорит он.

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов при этом считает, что рост в 2021 г. авторынок продемонстрирует за счет низкой базы прошлого года. «Падение в 2020 г. на 9% создает относительно низкую базу для роста в этом году. Кроме того, ожидается стабилизация в экономике и макрокартина в целом должна улучшиться», – считает аналитик.

Во время пандемии только российский и китайский авторынки упали менее чем на 10%, остальной мир пережил более драматичное падение