Электромобили отпугнули россиян ценами

А также отсутствием зарядок и низкой хладоустойчивостью
Сейчас желание многих регионов перейти на электротранспорт упирается в бюджетные ограничения
Сейчас желание многих регионов перейти на электротранспорт упирается в бюджетные ограничения / Максим Стулов / Ведомости

Цена является главным сдерживающим фактором при покупке электромобиля, ответили 83% респондентов, опрошенных в рамках исследования «Будущее мобильности 2020/2021» компании Arthur D. Little (оно будет представлено на форуме Urban Mobility 22 декабря). Отсутствие зарядной инфраструктуры или долгое время заправки указали еще 57% опрошенных, неготовность электромобиля к холодам отметили 54%.

Ценовой фактор остается основной преградой для перехода на электромобили, при этом за два года доля поставивших его на первое место выросла на 20%, следует из данных Arthur D. Little.

Решением проблемы может стать субсидирование покупки электромобиля – без таких мер перспектив развития у альтернативных видов топлива нет, считает партнер Arthur D. Little Артем Малков: «Субсидии должны покрывать не менее 20% стоимости транспорта».

В настоящий момент минимальная цена нового электромобиля на российском рынке – порядка 3 млн руб. (столько стоит бюджетная модель Nissan Leaf). Если говорить о вторичном рынке, то стоимость может снижаться до 500 000, рассказал «Ведомостям» представитель рабочей группы «Автонет» Ярослав Федосеев. Максимальная представленная цена – до 15 млн руб., это модели Tesla. Для эффективного стимулирования покупки автомобиля на электротяге для среднестатистического россиянина стоимость новой машины должна быть снижена до 1 млн руб., считает Федосеев.

Если посмотреть на историю европейского рынка электромобилей, то субсидии в разных странах начинались от 3000 до 5000 евро за машину, говорит председатель Ассоциации электромобильного и подключенного транспорта Ия Гордеева: «Без первоначальной компенсации стоимости европейский рынок бы не развивался».

Решить проблему климатических условий для электромобилей сложнее. Запас автономного хода электромобиля в морозы снижается.

Фактор холодов действительно значимый технологический барьер, соглашается Федосеев: «Поэтому в настоящий момент развитие такого рынка в России может происходить только локально в ряде регионов, в частности в Краснодарском крае, Владивостоке или Астрахани».

Сегодня батареи электромобилей делаются с термостатированием – они как охлаждаются, так и подогреваются. Но потребление энергии между зимним и летним вождением, конечно, отличается, объясняет Гордеева.

Аналитики Arthur D. Little отмечают и привлекающие россиян факторы в электрокарах: например, более низкую стоимость обслуживания в сравнении с бензиновым авто. На это преимущество обратили внимание 55% опрошенных, а два года назад – 43%. В эксплуатации электромобиль на порядок дешевле из-за отсутствия части деталей, которых примерно на 30% меньше, чем в обычном авто, писали «Ведомости» ранее.

Сейчас желание многих регионов перейти на электротранспорт упирается в бюджетные ограничения, а автомобилисты ждут различных льгот и бесплатных мест на парковке, считает член общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов: «Когда будет понятно, что владение таким электрокаром удобно и выгодно пользователю при соответствующем предложении рынка таких моделей, то жители страны проголосуют рублем за электричество».

Как ранее писали «Ведомости», 5 ноября глава правительства Михаил Мишустин распорядился разработать федеральный закон, предусматривающий создание системы мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта. В результате владельцам электротранспорта могут снизить стоимость проезда по платным дорогам, обеспечить бесплатное использование парковочного пространства и проезд по выделенным полосам.

По данным агентства «Автостат», в России зарегистрировано 6300 электромобилей. Больше всего марки Nissan – 83%. Электромобилей Tesla в России числится всего 410 единиц.