Кому достанутся данные об автомобилях
Нынешний вариант законопроекта «О платформе «Автодата» вызывает опасения у ряда автопроизводителейЗаконопроект «О платформе «Автодата» будет представлен в правительство до конца 2020 г., сообщил «Ведомостям» Александр Гурко, руководитель рынка «Автонет» «Национальной технологической инициативы». Проект должен ответить, в частности, на вопрос, кто в России является собственником данных, получаемых производителями от автомобилей. Современный подключенный к интернету автомобиль (например, с помощью технологии connected car) генерирует около 4 ТБ данных в сутки. Это информация о работе его систем, расходе топлива, режиме движения и т. д. Фактическим владельцем этих данных сейчас является производитель автомобиля – иное не оговаривается в российских законах. В случае принятия закона «О платформе «Автодата» собственником данных станет именно владелец транспортного средства.
В чем идея «Автодаты»
Получаемую информацию каждый из автопроизводителей сейчас использует по своему усмотрению. Если речь идет о сложных автомобилях – карьерных самосвалах, например, – информация мониторится производителем в режиме онлайн и используется для удаленной регулировки агрегатов. В 2017 г. Tesla дистанционно перепрограммировала электрокары в штате Флорида, чтобы возрос запас хода машин и их владельцы имели больше шансов спастись от смертоносного урагана «Ирма».
Идея «Автодаты» в том, чтобы данные с автомобилей собирались централизованно, практически на уровне государства. В результате будет сформирован крупнейший в мире банк автоданных, который можно использовать самыми разными способами – в том числе для организации движения беспилотного транспорта или оптимизации трафика обычных, управляемых людьми машин (например, для создания зеленых волн для больших потоков, следующих в одном направлении). Коммерциализировать полученные данные тоже можно по-разному. Например, вводить сервисы вроде умного страхования, рассчитывая цену полиса по многим параметрам, или продавать страховки на одну поездку – например, из Москвы в Цюрих и обратно.
В том или ином виде появление «Автодаты» неминуемо еще и потому, что без подобного продукта затруднено, если не невозможно, функционирование беспилотного транспорта. Беспилотник беспрерывно обменивается информацией с дорожной инфраструктурой и другими автомобилями, и данные об этом должны будут где-то сохраняться. Где именно, кто будет владельцем этих данных и кто будет иметь к ним доступ – на эти вопросы должен будет ответить закон «О платформе «Автодата». «Сейчас данные с автомобилей разрозненны, качественных, юридически значимых данных вообще нет, потому что нет утвержденных методик их сбора, передачи и хранения информации. Нет стандартизированных протоколов, поэтому пока мы имеем своего рода «зоопарк» разных автоданных», – говорит Гурко.
Что беспокоит автопроизводителей
«Автодата» – проект рынка «Автонет» «Национальной технологической инициативы». За его созданием стоит межoтраслевой консорциум «Автодата.Рус», среди соучредителей которого НП «Глонасс», Росавтодор, Минпромторг, «Роскосмос», «Яндекс», группа ГАЗ, фонд «Сколково», ФГУП «НАМИ» и др. Сейчас законопроект дорабатывается с учетом предложений участников рынка.
Зачем создается «Автодата»
Официально заявленные цели создания российской сервисной информационно-телематической платформы «Автодата»:
достижение мирового лидерства России в области создания массива больших автомобильных данных;
обеспечение лидерства российских компаний на глобальном рынке за счет недискриминационного доступа к национальному массиву данных;
совершенствование техрегулирования в автопроме, включая обеспечение правоприменения и модернизацию действующих, а также разработку новых стандартов, касающихся информационного взаимодействия с автомобилем;
ускоренное внедрение в транспортную инфраструктуру решений на основе информационных, телематических, навигационных и телекоммуникационных технологий в целях обеспечения безопасности дорожного движения, повышения эффективности работы транспортного комплекса, развития экосистемы потребительских сервисов и – в перспективе – организации движения по автодорогам общего пользования полностью автоматизированных транспортных средств.
Больше всего предложений поступает со стороны автопроизводителей, т. е. нынешних фактических собственников автоданных. В частности, менеджер по взаимодействию с государственными структурами ООО «Фольксваген груп рус» Мария Моторина в замечаниях к законопроекту сформулировала основные опасения автопроизводителей: «Предлагаемая концепция нарушает право собственности владельцев данных, не позволяет создать рынок автомобильных данных, на котором возникнут здоровые конкурентные условия, включая конкуренцию по качеству данных, их составу, объемам и стоимости <...> Также из законопроекта не следует, что данные передаются только при наличии технической возможности собирать эти данные транспортным средством». Обязательный перечень данных, обращает внимание Моторина, устанавливается правительством России. А в отсутствие подзаконных актов всесторонне проанализировать регулирующее воздействие законопроекта не представляется возможным. Поэтому рассматривать законопроект надо только вместе с полным комплектом подзаконных актов, считает она.
В Минпромторге от комментариев воздержались. В пресс-службе Минтранса «Ведомостям» сообщили, что, поскольку работа над законопроектом еще ведется, говорить об окончательной его оценке со стороны Минтранса преждевременно.
Шериф на Диком Западе
По оценке представителей «Автонета», заложенные в законопроекте идеи в основном поддерживаются владельцами транспортных средств, так как они становятся собственниками данных и благодаря этому получают новые возможности. «Автонет» проводил соответствующий опрос в российских городах-миллионниках и выяснил, что 73% автовладельцев готовы предоставить цифровые данные своего автомобиля при условии, что они не будут содержать информацию об их именах. «И подавляющее большинство готово обменять данные на полис ОСАГО или скидку на топливо», – говорит Гурко.
Спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков отмечает, что данные с автомобилей уже собираются и накапливаются в соответствующих базах. «Сейчас это происходит хаотично, трансгранично и без ведома собственника машины. Образно говоря, сейчас у нас информационное общество сравнимо с Диким Западом, – говорит он. – Я сторонник того, чтобы считать собственником данных с транспортного средства его владельца. В этом случае человек должен знать, какие данные собираются, кем обрабатываются, кому и зачем передаются. И он должен понимать, какие права у него возникают в процессе покупки и эксплуатации автомобиля в связи с передачей данных. Собственно, закон и нужен для того, чтобы ввести шерифа в этот мир Дикого Запада, чтобы установить закон и порядок и защитить цифровые права граждан». Песков считает, что в противном случае «победит право сильного»: кто-то из игроков добьется монополии на этом рынке и появится абсолютно непрозрачная система. «В этом смысле закон предупреждает эти риски, он устанавливает оператора, которого наделяет полномочиями правительство и который представляет интересы игроков рынка и обеспечивает равный доступ к данным для всех его участников», – указывает спецпредставитель президента.