Автодилеры столкнулись с дефицитом из-за простоя заводов
Но продажи за неполный июнь уже вышли на уровень прошлого годаПроторговав четыре недели июня, российским автодилерам удалось выйти на уровень продаж прошлого года. Этому способствовали отложенный спрос и увеличенные программы господдержки. Но продавать больше им мешает образовавшийся дефицит, выяснили «Ведомости».
В целом продажи этого июня уже сопоставимы с июнем прошлого года, сообщил представитель крупнейшего российского автодилера «Рольф», причем продажи новых автомобилей в компании идут чуть ниже, а авто с пробегом – чуть выше прошлого года. В сегменте новых автомобилей продажи остаются на уровне июня 2019 г., а показатели авто с пробегом меньше на 4%, говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу «Авилона». Спрос активный, продажи в компании идут на уровне или даже чуть выше аналогичного периода прошлого года, делится Владимир Попов, президент «Фаворит моторс». Салоны в Санкт-Петербурге открылись на неделю позже московских, из-за этого продажи пока ниже прошлогодних на 20%, сетует Роман Слуцкий, генеральный директор ГК «Аларм-моторс» из Санкт-Петербурга, но потребительская активность за первый месяц его радует.
Продажи стимулирует отложенный спрос, объясняет Каменский. Но, по его мнению, этот эффект временный. Люди просто устали сидеть два месяца дома, поэтому в июне остро ощущается отложенный спрос, согласен сотрудник пресс-службы «Автоспеццентра», такое потребительское поведение продлится еще пару месяцев, в августе спрос начнет сокращаться и рынок опять пойдет на спад.
Спрос будет расти за счет продаж брендов массового сегмента, часть ассортимента которых подпала под действие расширенных программ господдержки, уверяет Слуцкий. Распоряжением правительства РФ от 21 мая утверждено выделение Минпромторгу 25 млрд руб. из средств резервного фонда на поддержку автопрома.
С 1 июня стартовали обновленные программы на покупку новых автомобилей с использованием дополнительных мер господдержки, разработанных Минпромторгом. Изменения коснулись программ «Первый автомобиль» и «Семейный», дающих право на скидку в 10%. В первом случае с 1 млн до 1,5 млн руб. увеличили ценовой порог автомобиля. Во втором для участия в программе достаточно иметь одного ребенка (ранее было два). Получить 10%-ную скидку могут работники медучреждений. Новшеством стала программа, которая позволяет клиенту получить скидку 10–25% при покупке нового автомобиля в случае сдачи в зачет своей машины (trade-in), добавляет Слуцкий.
В программе участвуют почти вся линейка «АвтоВАЗа», ряд производимых в России моделей Renault, Сhevrolet, Volkswagen, Skoda, Kia, Hyundai.
Мешает росту продаж дефицит по некоторым моделям автомобилей, признают все дилеры. Из-за коронавируса и ограничительных мер почти все производители в мире были вынуждены останавливать производство, напоминает Сергей Киселев, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Среди автоконцернов, приостанавливающих работу в Евросоюзе, были французская PSA, Renault, Volkswagen Group, Mercedes-Benz и Daimler.
«Снижение [производства автомобилей в России] относительно 2019 г. составит как минимум 15%. [В России] в апреле падение было под 80%, в мае – 50%. Очевидно, что в нынешних условиях приобретение автомобиля и для граждан нашей страны, и для бизнеса не является приоритетом. <...> Нам удастся его [более глубокого падения производства] избежать, тем более что по итогам совещания у президента приняты меры, которые с учетом ранее заложенных средств помогут поддержать производство и продажу более 200 000 единиц легковых автомобилей и коммерческой техники». Интервью «Ведомостям» 30 июня 2020 г.
Как сообщила пресс-служба «Автоспеццентра», сейчас среди моделей Kia в дефиците Seltos, Rio X-Line, Sorento Prime (в максимальной комплектации), Soul, Cerato. По словам Слуцкого, в его компании наблюдается дефицит Kia Rio, а также Hyundai Creta и Hyundai Solaris. Есть дефицит по некоторым моделям Mercedes и Audi, признает и Каменский, в Volkswagen есть небольшой дефицит автомобилей, которые участвуют в госпрограммах, – это модель Polo.
Российские предприятия не стали исключением, продолжает Киселев. «АвтоВАЗ» не работал с 28 марта по 13 апреля из-за ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса, а также с 1 по 18 мая из-за корпоративного отпуска, уточнили в пресс-службе автопроизводителя. Российские заводы группы Volkswagen c 30 марта по 10 апреля приостанавливали производство из-за нехватки компонентов с европейских заводов, сообщал ТАСС. Groupe PSA – выпуск автомобилей Peugeot, Citroеn, Opel на заводе «ПСМА рус» в Калужской области.
В период режима самоизоляции производители обращались к дилерам с просьбой сделать заявки на производство, рассказывает Киселев, но предположить в апреле – мае, как долго продлится самоизоляция, не мог никто. «Это все равно что делать заказ вслепую», – говорит он: опасаясь перебора, дилеры очень осторожно заказывали автомобили у производителей или не делали этого вовсе. В апреле «Фаворит моторс» заказала на июнь на 50% автомобилей меньше, чем обычно, признает Попов. Дефицит будет наблюдаться еще около двух месяцев, но постепенно заказы и производство будут скорректированы, уверяет Киселев.
Завод «АвтоВАЗа» работает в полном режиме в соответствии с планами и заказами дилеров, уверили в пресс-службе автопроизводителя.