Автодилеры заявили о неработающих мерах господдержки

Большинство не могут претендовать на нее из-за формальности
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

После запрета на продажи автомобилей, введенного в России из-за распространения коронавируса, и катастрофического падения продаж в апреле 2020 г. большинство официальных дилеров оказались отрезанными от мер господдержки. Об этом говорится в письме крупнейших дилеров премьер-министру Михаилу Мишустину и министру промышленности Денису Мантурову. Письмо подписали представители почти 30 крупнейших московских и региональных автодилерских холдингов – «Рольфа», «Автодома», «Мэйджора», «Авилона», «Автомира», «Ключавто» и др. 

«Ведомости» ознакомились с копией письма. Его подлинность подтвердили представители «Рольфа», «Аларм-моторс», «Фаворит моторс». «Ведомости» направили запросы в правительство и Минпромторг.

У продавцов автомобилей большие обороты, много сотрудников, поэтому они не вошли в реестр малого и среднего бизнеса, сказано в письме. При этом в перечень самых пострадавших отраслей вошли лишь компании, зарегистрированные по второстепенным кодам ОКВЭД 45.11.2 (торговля розничная легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами в специализированных магазинах) и ОКВЭД 45.11.3 (торговля розничная легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами прочая).

«Черный апрель» на авторынке

Из-за ограничительных мер для борьбы с распространением коронавируса российский автомобильный рынок столкнулся с крупнейшим падением розничных продаж. В апреле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали почти на 73%, по данным Ассоциации европейского бизнеса. За январь – март 2020 г. рынок упал на 19,1%.

Дилеры просят правительство расширить перечень кодов ОКВЭД до основных и распространить меры господдержки на все официальные дилерские предприятия, не относящиеся к малому и среднему бизнесу. А Минпромторг – сформировать более прозрачные критерии для определения системообразующих дилеров. 

Многие автодилеры зарегистрированы по более общим кодам – 45.1 (торговля автотранспортными средствами) или 45.11 (торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности), пояснила гендиректор крупнейшего российского автодилера «Рольф» Светлана Виноградова. И из-за этого формального признака, говорит она, дилеры не могут воспользоваться мерами господдержки. К примеру, головная компания ООО «Рольф» имеет код 45.1. Пять основных юридических лиц «Аларм-моторс» имеют регистрацию 45.1 и 45.11, компании другого крупного автодилера, «Фаворит моторс», – 45.1, рассказали представители этих дилеров. 

К сожалению, не было учтено, что за огромными торговыми оборотами дилерских предприятий – минимальный уровень доходности, пояснил гендиректор «Аларм-моторс» Роман Слуцкий: в «мирное» время, если исключить зарплату персонала, проценты по кредитам, рекламу, налоги, сборы и проч., прибыль дилеров не превышает 2–3% от оборота. 

Автодилерам необходима поддержка, указывает Слуцкий: без нее у российского автопрома нет шансов перезапустить продажи.

Нужно менять сам подход – кому и как помогать, рассуждает президент «Фаворит моторс» Владимир Попов. По его словам, главной задачей Минпромторга должна быть поддержка российского производства, а значит, среди критериев, по которым можно было бы определить системообразующие предприятия автодилерской отрасли, вполне могла быть доля автомобилей российской сборки в продажах хотя бы в размере 60–70%. При этом можно оставить уже имеющийся критерий годовой выручки в размере 15 млрд руб. неизменным, полагает Попов.