«АвтоВАЗ» седьмой год подряд сокращает штат
В прошлом году количество сотрудников компании снизилось на 8%Численность «АвтоВАЗа» на 31 декабря 2019 г. составила 35 028 человек, говорится в презентации президента автоконцерна Ива Каракатзаниса. Ее топ-менеджер показывал на встрече руководителей завода, сюжет об этом сделал принадлежащий компании телеканал «Lada ТВ». Таким образом, за год численность персонала снизилась на 8% – в конце 2018 г. на заводе работало 38 070 человек.
Сократилось в 2019 г. и производство автомобилей. На заводе в Тольятти оно упало на 8,7% до 413 000 машин. В презентации это объясняется прежде всего снижением заказов от партнеров, ведь помимо Lada здесь производятся автомобили Renault и Datsun. Выпуск на заводе в Ижевске, где производятся автомобили семейства Lada Vesta, снизился на 2,2% до 128 000 шт., указано в презентации.
Снижение численности персонала «АвтоВАЗа» в 2019 г. произошло за счет естественной убыли – выхода сотрудников на пенсию, увольнения по собственному желанию и проч., говорит представитель «АвтоВАЗа».
Снижение численности сотрудников «АвтоВАЗа» продолжается уже семь лет подряд. Ранее компании неоднократно приходилось сокращать сотрудников. Наиболее массовые сокращения происходили в 2008–2009 и 2014–2015 гг. В 2008–2009 гг. численность персонала сократилась примерно на 30 000 человек, в 2014–2015 гг. – более чем на 20 000 человек.
Но иногда компания сама мотивировала желающих уйти. Таким людям компания предлагала выплатить до пяти средних зарплат, напоминает председатель профсоюза автозавода Сергей Зайцев. Планов по изменению численности и производства на 2020 г. он не знает. Представитель «АвтоВАЗа» сказал, что сокращений персонала не планируется. Зато продолжится набор в службу инжиниринга предприятия, штат которой за последние три года пополнило 1100 новых специалистов. Что касается производства, то «АвтоВАЗ» «будет гибко реагировать на объемы рынка», добавил он.
В 2017–2018 гг. российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей рос двузначными темпами, восстанавливаясь после двукратного падения в 2013–2016 гг., а в 2019 г. вновь снизился на 2,3%. В этом году тенденция продолжится, ожидает Ассоциация европейского бизнеса. При этом продажи Lada в 2019 г. на российском рынке незначительно выросли – на 0,6% до 362 356 машин.
Численность сотрудников завода Nissan в Санкт-Петербурге в 2019 г. осталась на уровне 1900 человек, а производство автомобилей снизилось на 7,4% до 52 339 шт., рассказал представитель компании. Снизил в 2019 г. производство и петербургский завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (производит автомобили Hyundai и Kia) – на 0,6% до 245 000 автомобилей. Численность сотрудников при этом выросла на 1,3% до 2320 человек. План на 2020 г. – выпустить 230 000 шт. и довести штат до 2340 сотрудников, рассказал представитель предприятия. Представитель Renault сказал только, что численность сотрудников завода в Москве составляет 5125 человек, производство он не раскрыл. Его коллега из Volkswagen пояснил, что российский завод автоконцерна в Калуге при сохранении численности увеличил в 2019 г. производство на 7% до 214 000 машин. Калининградский «Автотор» в 2019 г. увеличил производство на 5% до 212 000 автомобилей, сообщал ТАСС. Представители УАЗа, Toyota, «ПСМА рус» на вопросы «Ведомостей» не ответили.
«АвтоВАЗ» планомерно оптимизирует численность не только из-за сокращения рынка и производства, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Автогигант создавался еще в советские времена как предприятие, выпускающее не только автомобили, но и широкую номенклатуру комплектующих. Вдобавок у него было много социальных объектов. И по мере модернизации производства, избавления от непрофильных производств и повышения автоматизации производства «АвтоВАЗу» приходилось сокращать избыточный персонал, указывает Беспалов. Поначалу с помощью массовых сокращений, а затем с использованием более мягких методов. У автозаводов же, построенных иностранными автоконцернами в России, меньше технологических операций. Так что у них нет необходимости в существенном изменении штата, заключает эксперт.