В России в прошлом году продали автомобилей на рекордные 2,5 трлн рублей
Но в количественном выражении рынок упал после двух лет ростаВ 2019 г. в России было продано новых легковых автомобилей на рекордную сумму – 2,5 трлн руб. Такова предварительная оценка агентства «Автостат». Предыдущий рекорд был в 2018 г. – 2,38 трлн руб. То есть емкость рынка выросла на 5%.
Рост рынка в денежном выражении во многом связан с увеличением средневзвешенной цены автомобиля, объясняет «Автостат»: за год она увеличилась на 8%, количество проданных легковых машин, по предварительной оценке, сократилось на 3%. Абсолютные значения «Автостат» не приводит.
В 2018 г. средневзвешенная цена автомобиля составляла 1,43 млн руб. Получается, в 2019 г. она выросла до 1,54 млн руб. К примеру, лидирующий на российском рынке «АвтоВАЗ» трижды поднимал цены на автомобили – каждый раз в среднем на 1–3%. Основными причинами роста цен были увеличение ставки НДС (с 18 до 20%) и инфляция. Автомобили стоимостью более 2 млн руб. формируют почти половину (47%) емкости российского рынка, приводил «Автостат» данные за 10 месяцев 2019 г. По количеству же проданных машин лидируют автомобили стоимостью 800 000–1 200 000 руб. (29% всех продаж).
С учетом оценки «Автостата», по итогам 2019 г. в России было продано около 1,6 млн легковых автомобилей. В количественном выражении рынок упал после двух лет роста. В денежном же выражении рост наблюдается третий год подряд. К примеру, в 2017 г. емкость рынка составляла 2 трлн руб.
В 2020 г. продажи автомобилей продолжат сокращаться, считают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». По итогам года падение может составить 8%, с учетом легких коммерческих машин. При этом машины, по прогнозу ассоциации, могут подорожать в среднем на 5%. С января 2020 г. уже выросли цены, например, на все модели Lada и Renault – в среднем на 2%.
В течение 2020 г. средневзвешенная цена легкового автомобиля в России увеличится на 4–5%, прогнозирует начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. Это произойдет из-за роста расходов автоконцернов на уплату утилизационного сбора на автомобили, инфляции, а также из-за ожидаемого увеличения доли сегмента кроссоверов и внедорожников, объясняет эксперт.